Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
«Соболями» по степям

Как прошел ралли-рейд «Великая Степь»

__is_photorep_included7673545: 1
Ралли-рейды были, есть и, вероятно, останутся самым близким россиянам жанром автоспорта. В этом в очередной раз убедился корреспондент «Газеты.Ru», преодолевший дистанцию 4-го этапа российского первенства по ралли-рейдам «Великая Степь» вместе с заводской командой «ГАЗ Рейд Спорт».

В чем прелесть ралли-рейдов? Они по-настоящему демократичны и близки любому россиянину. В них есть все, что может заставить сердца обывателей биться с частотой 120 ударов в минуту. Бескрайние пустынные пространства, хаос и непредсказуемость, машины, построенные с расчетом на Третью мировую, и нечеловеческие условия, в которых проходит гонка.

Этот жанр автоспорта – квинтэссенция всего, что окружает каждого жителя Необъятной с пеленок. Плюс эти гонки – безжалостные, бескомпромиссные, небанальные и оттого особенно интересные. Примелькавшиеся грузовики-хлебовозки превращаются здесь в раллийные спорткары, крупнотоннажные «КамАЗы» и «МАЗы» летают по воздуху аки птицы, а старенькие джипы имеют каркасы безопасности и гидравлические «ноги», способные за считаные минуты вытащить автомобили из, казалось бы, гибельной западни, словно в сказках о бароне Мюнхгаузене. Сюрреализм, в который сложно поверить!

За рейды замолвите слово

Ралли-рейд – это марафон, испытание, мечта любого нормального мужика. Проверка на прочность человека и техники. Гоночная дистанция здесь – не десятки километров вылизанного асфальта и даже не относительно ровный грейдер, а многие сотни и тысячи верст полного бездорожья. Пыль, грязь, канавы и колючие кусты, броды и песчаные дюны – на пути может оказаться все что угодно. Пилотам и штурманам в таких условиях приходится уповать только на легенду, прописанную организаторами, да свой собственный глазомер и молиться, чтобы машина сдюжила.

Четвертый этап российского чемпионата по ралли-рейдам не случайно имеет повышенный коэффициент – очки, полученные в этой гонке, умножаются на 1,2. А все потому, что по значимости и сложности «Великая Степь» вполне может сравниться со знаменитым «Дакаром», а кое в чем даже его превзойти.

В этом сезоне «Великая Степь» собрала под свои знамена внушительный гоночный состав из России, Белоруссии и Финляндии. Борьбу за кубки и очки вели 24 джипа, 11 грузовиков и 8 мотоциклов. Пять гоночных категорий, четыре полноценных боевых дня и 1022 км спецучастков, проложенных по знаменитым дорожкам «Шелкового пути», – отличный повод проверить свои возможности и подготовиться к «Дакару».

На торжественный старт в столицу Калмыкии Элисту прибыли грузовики команд «КАМАЗ-Мастер», «МАЗ-СПОРТавто», «ГАЗ Рейд Спорт» (в общей сложности 11 машин – больше, чем на Africa Eco Race), а также внедорожники коллективов «ПЭК», G-Energy Rally Media Team, RE Autoclub, Georaid, ATT Racing, «Космос», «Комиавтоспорт», «СССР», «ГАЗ Рейд Спорт» и NRT Motorsport. И это не считая двухколесную технику, для которой «Великая Степь» стала третьим этапом чемпионата и Кубка России.

Антураж

По старой доброй традиции раллийное действо стало для жителей Калмыкии и Астраханской области самым настоящим праздником. Тысячи зевак собрались на главной площади Элисты, чтобы посмотреть открытие гонки. Не меньшее число гостей ожидало команды и на торжественном финише ралли-рейда у стен астраханского кремля спустя четыре выматывающих дня бескомпромиссной борьбы. Гоночная дистанция пронизывает сразу два российских региона и прокладывается в труднодоступных местах, как правило отдаленных от цивилизации.

Участники собрались в лагере в «Городе Шахмат» накануне старта, чтобы провести последние приготовления перед гонкой, проверить машины, хорошенько отоспаться и пройти все необходимые для допуска проверки – как техники, так и гонщиков. А зрители и журналисты воспользовались возможностью пообщаться с пилотами и штурманами в неформальной обстановке, а заодно изучить боевые автомобили.

Первый гоночный день является таковым лишь формально. Как и в любом другом виде автомобильного спорта, организаторам требуется распределить стартовые позиции между участниками. Для этого существует так называемый Пролог.

На этот раз им стал 4-километровый отрезок трассы с грязевыми ваннами, подбросами и хитрой навигацией, проложенный прямо на окраине города в пойме реки Элистинки. Выкладываться на всю катушку на Прологе отваживаются не все. Что-то выиграть на дистанции в четыре километра попросту нереально, а вот «разложить» машину проще простого. Экипажи, попавшие в первую десятку по времени прохождения дистанции, получают возможность выбирать стартовую позицию второго гоночного дня.

Именно с него и начинается самое интересное – многосоткилометровые марафонские отрезки с различными типами покрытий и коварными ловушками в навигации. В этом году первый участок протяженностью 321 км представлял собой петлю вокруг Элисты, проложенную по пыльной калмыцкой степи, перемежающейся грязевыми ваннами. Второй – изматывающий перегон между Элистой и Астраханью длиной 457 км с песчаными ловушками и поросшими кустарником степями. Самым же сложным стал третий спецучасток длиной 241 км с зубодробительным жестким бездорожьем и многочисленными «песочницами», из которых многим участникам пришлось откапываться с помощью лопат и сэндтраков.

Время в ралли-рейдах идет не на секунды, сотые и тысячные, а на дни и часы. Поломки автомобилей – не редкость, равно как и тепловые удары, обезвоживание и всевозможные травмы пилотов и штурманов, которые на протяжении всей гоночной дистанции едут в несгораемых комбинезонах и шлемах при температуре 50–70 градусов. Уже на второй день из гонки с переломом руки выбыл один из главных претендентов на победу Эдуард Николаев из команды «КАМАЗ-Мастер».

В пампасы

Серьезные испытания и приключения выпали и на долю простых журналистов. Быть корреспондентом на ралли-рейде – особое, ни с чем не сравнимое удовольствие. Чтобы запечатлеть лучшие моменты гонки, нужно встать часов эдак в шесть утра, загрузиться в джип и протрястись десятки, а то и сотни километров по бездорожью. Чтобы выйти на гоночный канал, двигаться нередко приходится в буквальном смысле напролом, по азимуту, поэтому внедорожные способности для пресс-кара не менее важны, чем для экипажей-участников.

Благо, в нашем распоряжении оказались надежные и проверенные «Соболи 4х4». Даже в штатном исполнении они прекрасно справляются со всеми мыслимыми и немыслимыми преградами. Подключаемый полный привод, понижающий ряд и блокировки дифференциалов не оставляют шансов никаким препятствиям на пути к заветной точке съемки.

На этот раз газовцы учли пожелания журналистов и снабдили пресс-кары не только лопатами и компрессорами, но и «сэндтраками», чем здорово упростили нам жизнь в зыбучих астраханских песках. Серьезным подспорьем оказались и великолепные шины Michelin, которые прекрасно травятся и плющатся, что позволяет автомобилю самостоятельно выбираться из глубокого песка барханов или канав с глинистыми стенками.

Нижегородские гражданские «проходимцы» в очередной раз напомнили, что они не так и сильно отличаются от заправских ралли-рейдовых аппаратов. Пропустив гоночный пелотон, мы воспользовались возможностью и проехали на обычном неподготовленном «Соболе» по сложному участку гоночной трассы. Медленно, но верно автомобиль преодолел барханы как заправский гоночный прототип и ни разу не поперхнулся.

Оружие «ГАЗа»

Впрочем, в этом нет ничего удивительного – одним из главных принципов нижегородцев является использование на гоночных прототипах максимально возможного числа штатных деталей. Пожалуй, главными спортивными атрибутами их ралли-каров являются регулируемые амортизаторы да каркасы безопасности, а также гоночные шины BF Goodrich All-Terrain/Mud-Terrain и Michelin XZL.

Колесные приводы, карданы, рамы, даже двигатели здесь от самых обычных «Газелей» и «Соболей», которые в невообразимых количествах колесят по просторам и весям нашей страны. Прямая рама позволяет как угодно играть с колесной базой и передвигать силовой агрегат, а перенастроенная программа управления двигателем и спортивная выпускная система задирают отдачу штатного турбодизеля Cummins до 200 и более л.с.

Словом, нет ничего удивительного в том, что заводская команда «ГАЗ» прочно обосновалась на вершине класса «Рейд» и досрочно оформила чемпионство в своем зачете. Братья Коструковы на двух «Газелях» с самого старта и до финиша удерживали лидерство: Александр взял золото, а Михаил занял вторую ступеньку пьедестала.

А вот в классе Т4 (грузовики) команде «ГАЗ Рейд Спорт» пришлось непросто. Начинавшие гонку в качестве лидеров чемпионата газовцы ничего не смогли противопоставить «синей армаде» «КАМАЗа», да и сражаться с не уступающим челнинцам по силе белорусам было откровенно сложно. Однако экипажи Михаила Шкляева/Станислава Долгова и Болеслава Левицкого/Вячеслава Сучкова на «Садко» и «Садко-NEXT» успешно добрались до финиша, что позволило нижегородцам взять первое место в командном зачете.

Поколение NEXT

Прошлогодние слова капитана коллектива «ГАЗ Рейд Спорт» Вячеслава Субботина о намерениях заявить о себе как о грозной силе на «Дакаре» начало воплощаться в жизнь. На «Великую Степь» нижегородская команда помимо уже отлично себя зарекомендовавших гоночных «Газелей», «Соболя» и пары «Садко» привезла совершенно новый автомобиль, отвечающий международным требованиям зачета Т1 (прототипы). К сожалению, провести полноценные испытания машины нижегородцы не смогли – автомобиль пришлось в буквальном смысле дособирать прямо перед этапом. Поэтому экипаж Субботина/Замалетдинова был заявлен в категорию «Рейд» и всю дистанцию ехал тестовом режиме, необходимом для проверки надежности и тонкой доводки всех элементов. Побороться за призовые места в таких условиях не удалось, зато добраться до финиша автомобиль смог своим ходом, а это уже немалый успех.

Чем интересен новый газовский пикап? Попробуем разобраться. В основе болида традиционная укороченная рама от обычной «ГАЗели». Запаса ее прочности с лихвой хватает даже для сверхжестких условий внедорожных гонок. Кабина – двурядная, от «ГАЗели-NEXT» с облегченным стеклопластиковым обвесом. Большой объем салона позволил максимально отодвинуть гоночные ковши назад, чтобы улучшить развесовку по осям, а заодно и оптимизировать вентиляцию салона. Радиатор системы охлаждения остался в подкапотном пространстве и надежно защищен от повреждений стальным листом-лыжей. Движок Cummins разогнан более чем до 200 л.с. и смещен внутрь колесной базы вместе с коробкой передач Dymos.

Главными козырями нижегородской новинки стали дисковые тормоза по кругу и независимая передняя подвеска с улучшенной управляемостью. Задний мост стоит на пружинах и снабжен системой продольных V-образных тяг, что улучшает артикуляцию и повышает курсовую устойчивость машины. На прототипе впервые для «ГАЗа» применено реечное рулевое управление. Плюс регулируемые сдвоенные спортивные амортизаторы и электронное включение понижайки, полного привода и блокировок из кабины. Конкуренты, а ну-ка подвиньтесь!

Что дальше?

Как бы грустно это ни прозвучало, «Великая Степь» в следующем году не состоится. Но жалеть об этом пока рано: по инсайдерской информации ее место займет старый добрый «Шелковый путь». А значит, в новом сезоне нас ждет 21 гоночный день, 10 тыс. километров спецучастков и борьба между сильнейшими рейдистами планеты на просторах сразу трех стран – России, Казахстана и Китая. И это событие уж точно стоит того, чтобы глотать пыль, жить в палатке и питаться сухпайком месяц кряду!

Мы продолжим следить за успехами коллектива «ГАЗ Рейд Спорт», который уже приступил к постройке второго, еще более совершенного прототипа класса Т1, и уже успел стать второй по силе заводской российской командой в международных ралли-рейдах. Совсем скоро нижегородцы пощекочут нервы своим конкурентам на пятом этапе чемпионата России, который пройдет в Ульяновске в августе.