Генпрокуратура поедет на заправку

Генпрокуратура объявила о масштабных проверках АЗС по всей стране

По поручению Владимира Путина Генпрокуратура начала масштабную проверку качества автомобильного топлива в стране. По ее результатам возможно ужесточение законодательства для производителей и продавцов топлива. Однако эксперты отрасли считают, что даже жесткие действия со стороны властей не избавят российских автомобилистов от некачественного бензина и дизельного топлива.

Генпрокуратура РФ начала массовые проверки качества автомобильного топлива на заправочных станциях и нефтеперерабатывающих заводах. Заняться этой темой надзорное ведомство решило после соответствующего поручения президента Владимира Путина на одном из недавних заседаний правительства. Участие в проверке принимают эксперты Госстандарта и Ростехнадзора.

«Мониторинг ситуации свидетельствует о том, что подобные нарушения наиболее типичны для мелких производителей и продавцов автомобильного топлива. Имеют место случаи хищения продукции и обмана потребителей», — отмечается в пресс-релизе Генпрокуратуры.

По результатам проверки ведомство даст оценку деятельности органов внутренних дел и органов контроля в части законности принятых ими решений по выявленным фактам правонарушений в этой сфере. Кроме того, Генпрокуратура обещает выработать предложения о принятии неких дополнительных мер по укреплению топливного рынка, в том числе и в виде новых законов.

Напомним, что о намерении поручить надзорному ведомству разобраться с качеством бензина президент Владимир Путин заявил 29 апреля.

«Это же хищение, на самом деле. Это ведет не просто к проблемам, связанным с тем, что двигатели у автолюбителей летят чаще, чем положено, ремонтировать их надо чаще, чем положено, и так далее.

Но это же просто обман потребителя на самом деле», — заявил тогда глава государства.

Присутствовавший на совещании глава Минпромторга Денис Мантуров ранее предложил штрафовать НПЗ и заправочные станции, производящие и продающие низкокачественное топливо. «Вместе с Минэнерго мы разработали перечень мер, которые в том числе касаются внесения изменений в Кодекс об административных правонарушениях, — отметил Мантуров. — Будет предусмотрено введение оборотного штрафа, кратного выручке этого предприятия, вплоть до прекращения его деятельности».

Административные штрафы, по словам чиновника, могут применяться за несоответствующее качество топлива. «Я думаю, что это будет серьезным стимулом, в том числе и для снижения числа этих нарушений», — считает Мантуров.

Глава Российского топливного союза Григорий Сергиенко скептически относится к перспективам проверки, организованной Генпрокуратурой. «Они, конечно, могут выявить нарушения, всех оштрафовать, но глобально никакой проблемы такой подход не решит, — рассказал «Газете.Ru» Сергиенко. —

Дело в том, что подобные нарушения характерны для мелких производителей, которых уже пытались выдавить с рынка сначала силовыми методами, потом за счет налогового маневра, но в обоих случаях добиться этого не удалось».

Как поясняет собеседник, большинство нарушений действительно фиксируется по мелким производителям: при остановке одного из крупных предприятий на рынке моментально образуется дефицит — тогда эту нишу сразу заполняет продукция таких небольших игроков, которая не соответствует требуемому уровню качества.

«Небольшие заводы производят так называемый полупродукт, который уходит на экспорт, — говорит Сергиенко. — Но при нехватке топлива на рынке продавцы вынуждены закупать такой бензин».

По данным собеседника, сегодня на российском рынке работают 27 крупных производителей, которые вырабатывают в общей сложности около 250 млн т топлива в год, и 250–280 мелких предприятий, суммарная производительность которых составляет около 10 млн т.

«При этом около двух третей АЗС в стране — независимые, — уточняет Сергиенко. — Поэтому при нехватке топлива на рынке они вынуждены закупать некачественный бензин у небольших НПЗ».

Эксперт считает, что ситуация на топливном рынке изменится, если крупные НПЗ начнут наращивать объемы производства товарного бензина. «Однако перевооружение заводов требует серьезного финансирования, которого не хватает, — уточнил он. — В то же время Минэнерго уверяет, что топливо производится в достаточных количествах, хотя это не так».

Президент Московской топливной ассоциации Евгений Аркуша выделяет две проблемы, послужившие причиной поручения президента провести проверку: деятельность небольших НПЗ и массовое распространение судового маловязкого топлива (СМТ) — аналога дизельного топлива, которое продается под его видом.

«Огромные масштабы в России принимает продажа СМТ, которое и дешевле, и не облагается акцизом, этим пользуются недобросовестные трейдеры. В некоторых регионах, кроме СМТ, ничего больше нет. Вторая проблема — это присутствие на рынке мини-НПЗ, которые не могут производить топливо соответствующего качества: их продукцию используют для изготовки контрафактного бензина».

При этом собеседник отмечает, что существующее законодательство не позволяет проводить эффективные проверки. «По закону проверять производителей можно раз в три года и с обязательным уведомлением, — пояснил Аркуша. — От таких проверок толку мало — нужно менять законодательство таким образом, чтобы надзорные ведомства могли при необходимости проверить качество продукции НПЗ в любое время, без предупреждения. А проверять заправки нет смысла: владелец АЗС может и не знать, что купил контрафактное топливо».

По словам эксперта, проверка проводится не только для того, что найти нарушителей и оштрафовать, но также с целью получить статистические данные по существующим проблемам.

Напомним, что ранее стало известно об инициативе зампредседателя комитета Госдумы по природным ресурсам Максима Шингаркина предоставить жителям Москвы возможность создавать исследовательские группы по выявлению на автозаправках некачественного топлива. С этой идеей парламентарий обратился к руководителю департамента природопользования Антону Кульбачевскому. Предложение заключается в том, что общественники на свои деньги смогут закупать на АЗС бензин и отдавать его в лабораторию при департаменте. Если топливо оказывается некачественным, власти будут проводить проверку и наказывать недобросовестных продавцов.

Стоит отметить: по данным «Автостата», объем потребления топлива автомобильным транспортом в России в прошлом году составил 65,5 млн т — около 2,7 трлн руб. в денежном выражении. При этом за 2014 год россияне потратили на заправках почти на 10% больше, чем в 2013-м, поскольку цены на бензин за это время выросли в среднем на 7%, а дизельное топливо подорожало на 6%.