Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«АвтоВАЗ» стал больше обещать, сокращать и рекламироваться

Убытки «АвтоВАЗа» в 2014 году выросли в три раза — до 25 млрд рублей

При росте выручки на 7,7%, до 190,7 млрд руб., «АвтоВАЗ» продолжает терпеть убытки. По итогам прошлого года компания потеряла 25 млрд руб., что в три раза больше по сравнению с 2013-м. Убыток от курсовой разницы составил почти 2,5 млрд руб. Завод сократил административные расходы, но нарастил рекламный бюджет. Эксперты сомневаются, что по итогам года компании удастся выйти в плюс, но ожидают эффекта от программ господдержки.

Выручка группы «АвтоВАЗ» по итогам 2014 года увеличилась на 7,7%, до 190,7 млрд руб. В 2013 году объем выручки составил 177,0 млрд руб. Такие цифры содержатся в ежегодном отчете группы о финансовых результатах по МСФО.

Несмотря на рост прибыли, чистый убыток «АвтоВАЗа» увеличился в 3,2 раза по сравнению с показателем 2013 года — до 25,05 млрд руб., говорится в отчетности.

При этом компания ощутимо сократила свои административные расходы — сразу до 11,440 млрд руб. (–19,8%,). Отметим, что в эту статью входят вознаграждения директорам, представительские расходы, расходы на содержание административно-управленческого персонала и прочее.

Такая экономия, в частности, стала возможна за счет массовых сокращений на заводе.

Так, по итогам 2013 года на «АвтоВАЗе» в общей сложности было уволено 7,5 тыс. человек, из них 2,5 тыс. — это сотрудники группы РСиС (руководители, служащие и специалисты). Затраты на реструктуризацию и выплаты работникам при увольнении в 2014 году составили 1,466 млрд руб.

Кроме того, в целях урезания издержек из автопарка тольяттинского автогиганта были распроданы служебные иномарки, которыми прежде пользовались топ-менеджеры компании. Руководство предприятия пересадили на модели собственного производства. Сам глава «АвтоВАЗа» Бу Андерссон стал пользоваться автомобилем Lada Largus Cross VIP с двигателем мощностью 135 л.с.

Прочие операционные расходы подскочили в шесть раз, до 6,666 млрд руб. В их число вошел убыток от курсовой разницы.

Так, из-за разницы в курсах валют потери «АвтоВАЗа», уровень локализации производства которого оценивается в 82%, составили 2,426 млрд против 179 млн руб. в 2013 году.

Компания также признала убыток от возврата ООО «ВМЗ» в размере 1,314 млрд руб. Краткосрочные кредиты и займы за период с 31 декабря 2013 года по 31 декабря 2014 года выросли на 68,8%, до 39,248 млрд руб. Долгосрочные кредиты и займы выросли на 24,4%, до 29,116 млрд руб.

Расходы на оплату утилизационного сбора составили 9580 млрд руб., а расходы на рекламу за этот период выросли в 1,7 раза, до 1,616 млрд руб.

При этом компания получила в 2014 году 936 млн руб. госсубсидий в качестве компенсации процентов по инвесткредитам против 697 млн руб. в 2013 году, а также компенсацию расходов автопроизводителей и компенсацию расходов по программе утилизации в сумме 12,385 млрд руб.

Комментируя годовые итоги, президент компании Бу Андерссон отметил, что на финансовые результаты повлияли главным образом неоперационные факторы.

«Полученный операционный убыток отражает трудные экономические условия, в которых сейчас находится Россия, — сказал Андерссон. — Однако я рад, что мы добились улучшения ключевых операционных показателей, что позволило нам улучшить операционный результат по сравнению с прошлым годом. За год мы вдвое увеличили выработку автомобилей на одного работника, решили немало важных проблем и существенно улучшили показатели качества».

При этом руководитель тольяттинского автогиганта обратил внимание на то, что снизить операционный убыток 2014 года помогла успешная реализация программы сокращения затрат.

«Программа оздоровления предприятия приносит результаты, — сказал Андерссон. — Мы не можем предсказать, как поведет себя рынок, но, будучи клиентоориентированной компанией с возросшими производственными показателями накануне запуска в этом году моделей Lada Vesta и Lada X-RAY,

«АвтоВАЗ» рассчитывает выйти на операционную прибыль по итогам 2015 года», — пообещал президент предприятия.

Получается, что, несмотря на кризис и неясные позиции рубля по отношению к иностранным валютам, в компании не отказываются и не корректируют поставленные ранее среднесрочные цены по увеличению прибыли и наращиванию темпов производства.

«Так, в планах «АвтоВАЗа» — увеличение доли на внутреннем рынке до 20%, во-вторых — достичь уровня операционной прибыльности в 6%, в-третьих — обеспечить положительный свободный денежный поток без необходимости привлечения дополнительного финансирования», — сказал Андерссон.

Отметим, что «АвтоВАЗ» вслед за большинством иностранных компаний также отреагировал на падение курса рубля и поднял цены.

За период с января по март текущего года цены на автомобили выросли на 8–20%. В компании тогда отметили, что уровень повышения был ниже, чем у конкурентов.

В настоящее время компания намерена сокращать расходы за счет экономии потребляемой энергии на производстве, улучшения эффективности потребления материалов, сокращения числа руководителей, специалистов и служащих на 10–15%, снижения расходов на ремонт и содержание производства, поддержки локализации производств поставщиков, реинжиниринга существующих моделей, а также за счет сокращения расходов на оплату сверхурочной работы сотрудников.

По оценке экспертов, убыток на 25,05 млрд руб. — существенный для компании, ведь это более 10% от выручки, но его не считают критичным.

«Рост выручки при чистом убытке означает, что расходы компании превышают доходы, — говорит «Газете.Ru» аналитик «Альпари» Анна Кокорева. — Этот год вряд ли будет для «АвтоВАЗа» прибыльным, так как продажи легковых автомобилей в России продолжают падать, за первые два месяца года снижение составило почти 40%. Внутренние продажи «АвтоВАЗа» упали в 2014 году на 15%, до 387,3 тыс. машин.

Общие продажи автомобилей марки Lada составили 439,1 тыс. штук (–17,9%). Экспорт автопроизводителя за год — 51,7 тыс. автомобилей (–34,23%).

В целом прогнозы на год неутешительные, единственное, что может поддержать отечественный автопром, это программа по утилизации.

В свою очередь, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев ключевыми причинами подобного результата назвал катастрофическое падение спроса со стороны потребителей из-за снижения уровня располагаемого дохода. По его словам, высокие расходы от курсовой разницы по валютным обязательствам вкупе с созданием дополнительных резервов под обесценивание финансовых вложений создали практически непреодолимые препятствия в деятельности компании.

«После таких результатов с оптимизмом смотреть в будущее можно только после наличия четкого понимания, что прежние проблемы закрыты, — говорит Деев «Газете.Ru». — Не думаю, что президент компании Бу Андерссон может знать, как покажет себя рубль в 2015 году и насколько соответствующим будет при этом потребительский спрос. На фоне актуальных на сегодняшний день девальвационных и инфляционных ожиданий спрос на товары длительного пользования будет и дальше переживать не лучшие времена, а значит, 2015 год вряд ли окажется лучше прошлого. Стоит отметить, что одним из ключевых рисков по-прежнему остаются потенциальные потери на курсе.

Связано это с тем, что «АвтоВАЗ» имеет огромные долларовые обязательства, бремя которых только усиливается при каждом витке девальвации рубля. Все в тех же долларах осуществляется и закупка производственного оборудования.

Заместитель председателя правления Локо-банка Андрей Люшин считает, что итоги деятельности «АвтоВАЗа» вполне соответствуют реалиям российского рынка новых автомобилей.

«Ничего катастрофического для «АвтоВАЗа» тут нет, однако планы администрации компании выйти на прибыль в 2015 году вряд ли осуществятся, — говорит Люшин «Газете.Ru». — Мешать этому будет в первую очередь колоссальное долговое бремя, которое продолжает расти вместе с числом нарушений ковенант. Тем не менее мы ожидаем определенного улучшения ситуации в связи с программой субсидирования кредитов, продлением программы утилизации и обновлением модельного ряда уже в этом году».

Рост себестоимости эксперт «Газеты.Ru» связал с проблемой заключения договоров на поставку комплектующих.

«Несмотря на высокий уровень локализации, компания в любом случае вынуждена закупать часть комплектующих за рубежом за валюту, — говорит Люшин.

— Кроме того, поставщики, дислоцированные в России, также повышают стоимость собственной продукции, что не может не оказывать влияния на расходы компании. Рост выручки во многом обусловлен позитивом, вызванным ростом спроса в четвертом квартале прошлого года, который был вызван девальвацией рубля и стартом новой программы утилизации. Этот позитивный момент не смог нивелировать последствий спада и удорожания производства новых автомобилей».

Новости и материалы
В конгрессе США высказались насчет претензий Украины на Крым
Онколог рассказал об инновационном методе, который может выявить рак на ранних стадии
Следствие просит суд продлить арест Блиновской
Над Рязанской областью подавили беспилотники
Регионам с затоплениями угрожает вирус малярии
Ураганный ветер может оставить без света несколько регионов на Кавказе
Пророссийское подполье рассказало о пытках украинских спецслужб
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
Израиль попросил у США больше вооружения
В Минфине рассказали о ключевых рисках развитых экономик
Потепление в Антарктике повысило уровень моря на другом конце света
США подняли в воздух стелс-бомбардировщики
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
В Ираке произошли взрывы на военной базе ополчения
В Оренбуржье начинает снижаться уровень воды в реках
Все новости