Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Любители с большой дороги

На трассе «Сочи Автодром» определился победитель любительского чемпионата Mazda Sport Cup

После триумфального проведения первого в истории Гран-при России в классе «Формула-1» руководство сочинского автодрома официально заявило, что полугородская трасса станет стационарным кольцом. Корреспондент «Газеты.Ru» смог лично прокатиться по формульному треку в рамках финала ежегодного любительского чемпионата Mazda Sport Cup.

Так уж получилось, что российский этап «Формулы-1» я смотрел не с трибуны сочинского кольца, а по телевизору. Но это не стало трагедией. Внутренний голос подсказывал, что после фурора, который произвел новейший российский автодром, разбирать его заграждения и превращать часть гоночного полотна в дороги общего пользования никто не станет.

Ожидания полностью оправдались. Не прошло и месяца после Гран-при России, как компания Mazda пригласила «Газету.Ru» поучаствовать в финале своего любительского чемпионата Mazda Sport Cup. Не где-нибудь, а на том самом, еще не остывшем после формульных баталий «Сочи Автодроме».

Отказываться от подобных предложений не принято. Тем более что Mazda — одна из немногих марок, кто уделяет пристальное внимание развитию и популяризации автоспорта в нашей стране.

Основы для создания в России собственной гоночной школы японская компания заложила в 2008 году, когда начал проводиться Zoom-Zoom Challenge для отечественных поклонников марки Mazda. А вскоре была запущена и Академия спортивного вождения под руководством гонщика Олега Кесельмана. В ней за относительно скромную плату можно было обучиться основам управления автомобилем на кольце и пройти продвинутые курсы на лучших зарубежных автодромах.

В 2011 году Zoom-Zoom Challenge перерос в Mazda Sport Cup с многоуровневым отбором участников по всей стране. А эпический финал прошел на новейшем на тот момент «Смоленском кольце». Продолжением формирования собственной школы подготовки пилотов стало открытие в прошлом году Mazda Karting Academy под руководством Сергея Балдина. Занятия школы проходят на московском картодроме Forza.

Сегодня Mazda Sport Cup — одно из наиболее демократичных ежегодных автоспортивных состязаний страны. Участие в нем может принять каждый владелец автомобиля данной марки.

Достаточно заполнить анкету-заявку на сайте компании и продемонстрировать свою скорость на треке, а также подтвердить физическую готовность к гонкам. Все остальное берет на себя российское представительство Mazda!

Само собой, столь масштабное мероприятие не обходится без внимания журналистов ведущих автомобильных изданий, которые на равных рубятся с владельцами «Мазд» и представителями дружественных марке корпораций.

В этом сезоне в жестком отборе на автодромах «Мячково» и «Нижегородское кольцо» приняли участие 300 клиентов. К финальному этапу первенства в Сочи из наиболее быстрых пилотов сформировали семь команд — по пять человек в каждой. Плюс два корпоративных коллектива. Ну а тридцатке журналистов предстояло разыграть попадание в главную гонку прямо на «Сочи Автодроме» — в финал проходили две команды из шести.

Трудно описать, с каким трепетом я ехал в Олимпийский парк. Оценить грандиозную панораму удалось еще из иллюминатора самолета, который заходит на посадку почти над трассой. Имеретинская низменность из пустыря превратилась в футуристический городской ландшафт. А трасса сочинского автодрома, петляющая между олимпийскими объектами, логичным образом связала все строения в единый спортивный комплекс.

Каждому из нас не терпелось поучаствовать в гонке. Но сперва предстояло пройти тесты на реакцию, выносливость, знание спортивных правил и истории марки Mazda. А также продемонстрировать навыки спортивного вождения за рулем переднеприводных Mazda3 с 2,0-литровым 150-сильным мотором и АКПП.

Широченное полотно с гигантскими «прямиками» предъявляет высочайшие требования к технике и пилотам.

Опасаясь за безопасность, команда Сергея Балдина искусственно замедлила особо опасные участки специальными ретардерами, но даже с ними скорости получались недетскими.

Уже после первого круга из-за жесточайших торможений на моей «трешке» слегка повело тормозные диски и появилось биение на руле. После второго — передние тормоза начали дымиться, но продолжили исправно функционировать. В результате, несмотря на полное незнание трассы, удалось показать неплохое время и по сумме баллов попасть в первую десятку.

После квалификации участников распредели на команды по пять человек. Тройка медленных пилотов получала в свое распоряжение Mazda3 и должна была принять участие в 90-минутной экогонке в зачете CLUB. Двоим же быстрейшим предстояло сражаться в режиме «атаки на время» на специально подготовленных заднеприводных 160-сильных родстерах MX-5 Aori в зачете PRO.

У нас подобралась отличная команда, способная бороться если не за кубок, то по крайней мере за подиум. По итогам экозаезда с обязательной сменой пилотов коллектив располагался на вполне достойном третьем месте. Но радоваться было рано. Наш быстрейший участник в заезде PRO (причем среди всех журналистов) слегка коснулся пластикового конуса и получил 10-секундный штраф к лучшему времени. А я и вовсе поставил жирную точку на шансах команды попасть в финал.

Дубасить на все деньги после пары кругов по незнакомому треку, как было в моем случае, очень непросто. Для начала не помешало бы выучить все 18 поворотов длинной даже по формульным меркам трассы, найти оптимальные точки торможений и быстрые траектории.

Единственный более или менее достойный круг на Aori оказался испорчен самым нелепым образом. На одном из участков трека стюарды зажгли красно-оранжевые огни, которые я издали принял за дублер красного флага. Увидев его, пилоты обязаны сбросить скорость и заехать на пит-лейн. Разумеется, снял ногу с педали газа и докатился до финиша в темпе бабушки. А в нагрузку получил 10-секундный штраф за конус, который, вероятно, зацепил задним колесом, объезжая один из ретардеров.

Втройне обидно, ведь это не было следствием грубой ошибки на торможении или вылета за пределы трассы — случайность, не более того. К своим реальным возможностям я не подобрался на добрый километр. Так или иначе, но из фаворитов мы моментально превратились в «лузеров» и основную гонку должны были смотреть уже с трибун.

Второй день спортивного уикенда начался с квалификационной экогонки на автомобилях Mazda3.

Впрочем, стартовая позиция едва ли могла повлиять на исход финала: победитель выявлялся по сумме времен двух 75-минутных командных гонок на обоих типах машин — MX-5 Aori и «трешках», со сменами пилотов и автомобилей.

В квалификации одни команды постарались подняться как можно выше и расходовали в среднем порядка 8 л бензина на сто километров, другие, напротив, выжигали под 20 л и просто вкатывались в новый для себя гоночный трек. Такая тактика была не лишена смысла: «Сочи Автодром» с полотном шириной 13–15 м позволяет без труда совершать обгоны даже на скоростной дуге. Отыгрывать позиции при хорошем темпе на нем несложно.

И вот наступило время самого захватывающего действа: автомобили замерли на главной прямой, команды мандражируют, ожидая старта, а болельщики в нетерпении топчутся на трибуне. Красные огни гаснут, и пилот первой машины со свистом срывается с места. Но что же остальные? Проходит секунда, две… Кто-то забывает сняться со стояночного тормоза, иные реагируют с большим опозданием… В результате уже после первого круга лидер отрывается от конкурентов на несколько корпусов.

Секрет раскрывается только после финиша: фальстарт с последующим аннулированием итогов всего заезда! Весьма неожиданный поворот!

Остановка гонки после первого круга с последующим рестартом выглядела бы куда более логичным решением. Но с судьями, как известно, не спорят!
Дополнительную интригу внесла погода. К началу второй 75-минутки сочинские небеса разверзлись, и на трассу обрушился тропический ливень.

Особенно тяжело пришлось пилотам в открытых Aori на гоночных полусликах, не слишком подходящих для езды по лужам. Чуть переборщил с газом на разгоне — и заднеприводный родстер залихватски закидывает корму, пытаясь обогнать задними колесами передние: только успевай отлавливать!

Следить за ходом гонки с трибун было непросто из-за хитрых тактических схем. На трассе единовременно находились как быстрые Aori, так и гражданские «трешки». Понять, кто в лидерах, а кто в аутсайдерах, не представлялось возможным вплоть до объявления результатов организаторами — разумеется, с учетом многочисленных штрафов за сбитые конусы, пересечение линии выезда с пит-лейна и превышение скорости в зоне боксов.

С трибун мы плавно переместились поближе к пилотам, дабы вдоволь насладиться их эмоциями, красотой разогретых докрасна тормозных дисков и запахом подгорающих колодок — всем тем, что и создает непередаваемую атмосферу гонок. А заодно пообщаться с именитыми тренерами команд.

В роли наставников выступили, в частности, Борис Шульмейстер, Владимир и Наталья Гольцовы, Александр Потехин, Владимир Шешенин, Александр Сотников, Павел Кальманович и другие представители Российской серии кольцевых гонок. Каждый из них с удовольствием делился секретами гоночного мастерства со своими подопечными и помогал в разработке тактики.
.
В этом сезоне Mazda Sport Cup победу в абсолюте одержала команда владельцев. Журналисты, как всегда, были быстрее, но из-за многочисленных штрафов смогли занять лишь вторую ступень пьедестала. Впрочем, это еще не конец. Уже совсем скоро, в феврале 2015 года, гоночные баталии с новой силой развернутся в Екатеринбурге, в рамках ежегодной ледовой гонки Mazda Ice Race. Там и посмотрим, кто лучше подготовлен — журналисты или клиенты.

Новости и материалы
Стало известно о состоянии российского моряка с задержанного Ираном судна
Петербургского подростка избили толпой после просьбы отправить интимные фото
Минэкономразвития отметило снижение инфляции в России
Россиянам рассказали, почему после мойки машины можно ослепнуть и стать бесплодным
Лукашенко назвал условие для ухода с поста президента Белоруссии
«В тот момент я почувствовала себя меньше, чем человеком»: Грайнер о российский тюрьме
Назван клуб, который выиграет Кубок Стэнли
Минюст представил новую коллекцию одежды для заключенных
Лукашенко разрешил забрать «его» миллиарды на зарубежных счетах
Российский военный несколько раз отклонился от мобилизации и получил срок
В РФ арестовали активы американского JP Morgan
Лукашенко назвал условие для вступления Белоруссии в войну
Найден новый фактор риска падений и переломов у пожилых
Латиноамериканская страна занимается проблемой недопуска россиян на рейсы Turkish Airlines
Бузова потребовала дом от ТНТ
Telegram блокирует аккаунты, которые осуществляют сбор координат для нанесения ударов
На Украине заявили, что делают все возможное, чтобы предотвратить возвращение россиян
Суд в РФ заочно арестовал Гарри Каспарова и Геннадия Гудкова
Все новости