Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Mercedes-Benz снимают с госучета

Mercedes-Benz может потерять право на участие в госзакупках

Mercedes-Benz может лишиться права участвовать в тендерах на госзакупки. Автомобили, столь любимые российскими чиновниками, не соответствуют новым требованиям Минпромторга по уровню локализации производства, которые могут вступить в силу уже 1 апреля. Серьезные проблемы по преодолению необходимого уровня локализации могут возникнуть и у Toyota, чьи автомобили хоть и производятся в России, но почти целиком из импортных комплектующих.

Минпромторг внес в правительство проект постановления об ограничении государственных закупок импортных автомобилей. Документ предполагает лишение права участия в тендерах на госзакупки тех компаний, чей уровень локализации производства находится ниже определенного чиновниками Минпромторга уровня. Такая мера призвана, с одной стороны, способствовать увеличению доли реализации отечественных машин, а с другой — стимулировать крупных игроков авторынка развивать локальное производство на территории России и в странах Таможенного союза — Белоруссии и Казахстане.

Сейчас процент локализации выпускаемых в России автомобилей определяется требованиями соглашений о промышленной сборке между производителями и Минпромторгом РФ. Согласно недавнему докладу замминистра Алексея Рахманова, уровень локализации крупнейшего мирового автоконцерна Toyota составляет в России всего 10%, «PSMA Рус» (совместное предприятие в Калуге PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi) — 20%. Для сравнения, уровень локализации производства Volkswagen в России составляет 42%, ЗАО «Джи Эм — АвтоВАЗ» — 51%, ОАО «ГАЗ» — 61%.

Как пояснил «Газете.Ru» директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов,

национальный режим при госзакупках будет распространяться не только на легковые автомобили, но и на автофургоны, бульдозеры, экскаваторы, автобусы, грузовые автомобили, сельскохозяйственную, коммунальную, дорожную и железнодорожную технику.

Сроком вступления постановления в силу предлагается сделать день его предполагаемого подписания — 1 апреля.

«В приложении к постановлению содержатся требования, которым должны соответствовать товары, поставляемые для госнужд, — рассказал Морозов «Газете.Ru». — В их числе — осуществление деятельности предприятия на территории России либо Белоруссии или Казахстана. При этом с 2014 года не менее пяти производственных операций должны вестись на территории этого предприятия. С 1 января 2015 года количество необходимых операций увеличится до шести, с 1 января 2016 года — до восьми, а с 1 января 2017 года не менее десяти производственных операций должны вестись на локальном производстве компании. В список обязательных к исполнению операций входят монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси или монтаж передней подвески, монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж электрооборудования, монтаж рулевого механизма, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска и сборка кузова.

Не выполнив эти требования, компания не сможет получить госзаказ: ее заявка даже не будет рассматриваться во время проведения тендера. Тот, кто хочет быть поставщиком, должен не только иметь российское происхождение, но и иметь локализованное технологичное производство».

Каким будет проходной процент локализации производства для автокомпаний, пока не совсем понятно, однако очевидно, что преодолеть эту планку 1 апреля смогут далеко не все.

По словам директора департамента Минпромторга, если выполнить весь перечень предлагаемых работ, уровень локализации производства в конечном итоге составит порядка 75%. При этом он особо подчеркнул, что ведомство не ставило перед собой задачу поставить под удар тот или иной бренд. Главная цель запланированных мер — создать условия, в которых автокомпании стремились бы развивать свое локальное производство.

«Позиция у нас очень простая: мы не хотим мешать людям делать бизнес, — отметил Морозов. — Если кто-то считает,что прикручивать автомобили к колесам — это бизнес, мы ему мешать не будем. Но с точки зрения государства нам интересно, чтобы у нас развивалось проектирование и производство автомобилей, открывались производства двигателей, колес, блоков управления».

Одна из первых компаний, которые может затронуть новая политика Минпромторга, — Mercedes-Benz.

И если ее грузовое подразделение заключило соглашение о промышленной сборке и наладило производство в Набережных Челнах, то мощностей по производству легковых автомобилей на территории России или других странах Таможенного союза у немецкой компании нет.

«Самое интересное, что Mercedes-Benz была в числе первых компаний, поддержавших инициативу по развитию локального производства. Они взяли на себя эти обязательства еще в 2007 году, — напомнил Александр Морозов. — В итоге мы составили соглашение, заключили его с рядом автомобильных компаний, а они почему-то от этого отошли.

Теперь прошло семь лет, и они приходят к нам с вопросами: «Что же нам делать? Мы ведь тоже хотим участвовать в тендерах на госзакупки и получать меры господдержки». Мы говорим: «Ребята, где же вы гуляли эти семь лет?

Сейчас им, конечно, будет очень сложно наверстать упущенное. Им надо стоить завод, а за год это невозможно.

Таким образом, с апреля им будет будет закрыт путь на участие в госзакупках. Конечно, если соответствующее постановление будет подписано».

В российском подразделении Mercedes-Benz отмечают, что на данный момент решение о сборке легковых автомобилей «не принято, но активно обсуждается».

«Мы просим с пониманием отнестись к тому факту, что мы не комментируем ход переговоров с потенциальными партнерами», — отметил начальник отдела корпоративной коммуникации компании Андрей Родионов.

«Наша марка активно работает над расширением производства в России, — рассказал «Газете.Ru» Родионов. — С 2008 года в рамках партнерства с группой КамАЗ запущено производство грузовых и автомобилей специального назначения в Набережных Челнах. С лета 2013 года осуществляется сборка автомобилей Mercedes-Benz Sprinter Classic на мощностях группы ГАЗ. Кроме того, локализуется производство дизельных двигателей на Ярославском моторном заводе. Наша марка одной из первых локализовала производство двигателей для российского рынка и для экспорта».

Ряд крупных автоконцернов, чьи машины, как правило, используются госслужащими, уже имеют производство в России, поэтому к сложившейся ситуации относятся спокойно.

В пресс-службе Ford Sollers «Газете.Ru» сообщили, что локализация является приоритетным направлением работы для компании. «В данный момент компания соответствует всем требованиям дополнительного соглашения к постановлению правительства РФ №166. К 2016 году уровень локализации должен достичь 60%. По итогам 2013 года 99% проданных в России автомобилей Ford были российского производства», — отметили в пресс-службе.

Одним из фаворитов в сложившейся ситуации можно назвать Volkswagen Group Rus: концерн не только методично наращивает объемы производства на предприятиях в Калуге, но и планирует открыть там же в 2015 году моторный завод мощностью 120 тыс. двигателей в год.

Уровень локализации производимых концерном в России марок — Volkswagen и Skoda — варьируется в зависимости от модели.

«Уже сейчас около 60% продаваемых нами в России автомобилей производятся здесь же», — отметила директор по связям с общественностью Volkswagen Group Rus Наталия Севастьянова.

Спокойно относятся к ситуации и в российском подразделении Toyota, хотя постановление Минпромторга может всерьез ударить по японскому гиганту. Несмотря на налаженное в России производство, в том числе и крайне востребованной в госструктурах модели Toyota Camry, уровень локализации у Toyota остается крайне низким.

«Процент локализации модели Toyota Camry, которая производится на заводе в Санкт-Петербурге по методу полного цикла, в настоящий момент составляет около 15%, — сообщили в пресс-службе компании. — Еще ниже этот показатель у Toyota Land Cruiser Prado, который производится на СП «Соллерс-Буссан» во Владивостоке методом крупноузловой сборки».

По словам Александра Морозова, постановление Минпромторга внимательно изучила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

«В списке компаний, которые сегодня ведут высоколокализованное производство, — Renault, Nissan, Hyundai, Ford, Volkswagen — разве между ними не существует конкуренции? В ФАС изначально переживали за такую ситуацию: к примеру, есть номенклатура, которая не производится в России, и что делать, если чиновник захочет именно эту продукцию? — рассказал Морозов. — На что мы ответили,

что если чиновник хочет конкретную марку автомобиля, например Lamborghini, то это неправильно. Чиновник должен формировать свои требования к тому, на чем он хочет ездить, например четырехместная машина, которая потребляет определенное количество бензина и должна быть способна проехать определенное количество километров.

В итоге договоренность с ФАС была достигнута».

Новости и материалы
Российские снайперы помогли сбежать из Часов Яра беженцам
Поволжье ожидают жаркие выходные
Названа неожиданная локация, где россияне собрались проводить майские
«Вашингтон» Овечкина потерпел третье подряд поражение от «Рейнджерс» Панарина
Маск обратился к Белому дому по поводу Украины
Булыкин одним словом оценил игру ЦСКА со «Спартаком»
На Западе рассказали, как осуществляются платежи России в Китай
В трех штатах США проходят мощные торнадо
В Туле представили ретранслятор для FPV-дронов с неограниченной дальностью
В Минздраве рассказали о реакции пациентов на препарат от болезни Бехтерева
В США ликвидировали первый потерпевший крах в этом году банк
Зеленский назвал дедлайн для Украины
Ученые выяснили, что подъем по лестнице существенно продлевает жизнь
Психолог объяснил, почему до 14 лет стоит ограничить ребенка в смартфоне
Канада выделит Украине $2,1 млн на производство БПЛА
Россиянам рассказали о наилучшем соотношении шашлыка и овощей
Ученые назвали причину внезапных вспышек ярости у собак
Франция не выдает визы вновь назначенным сотрудникам МИД России
Все новости