Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Угонщики изучают спрос

В 2013 году в России было похищено более 89 тысяч автомобилей

Анатолий Караваев 27.01.2014, 22:30
iStockphoto

Как стало известно «Газете.Ru», в прошлом году в России в общей сложности было угнано более 89 тысяч автотранспортных средств, большая часть из которых пропала бесследно. Лидерами по числу краж автомобилей, по данным МВД, остаются Москва и Санкт-Петербург, где раскрываемость таких преступлений во много раз ниже общероссийского показателя. Эксперты отмечают возросший интерес автоворов к корейским автомобилям.

В распоряжении «Газеты.Ru» оказались итоговые данные Главного управления уголовного розыска (ГУУР) МВД РФ по кражам машин в 2013 году. В общей сложности злоумышленники украли 51 654 автотранспортных средства всех видов, в том числе мотоциклов и различной грузовой техники, что чуть меньше, чем годом ранее: в 2012-м этот показатель превысил 52 тыс. единиц.

«Обычному человеку не всегда просто понять, что, когда у него машина «уходит» с концами, это классифицируется в полиции не как «угон», а как «кража». Это разные статьи УК, и наказание здесь разное. А «угон» — это когда машина нашлась где-нибудь брошенной в соседнем дворе», — объясняет «Газете.Ru» замначальника пресс-службы ГУУР Игорь Мезинов.

По данным ГУУР, число автотранспортных средств, которые попали в категорию угнанных в 2013 году, составило 37 451.

Таким образом, общее количество автотранспорта, похищенное злоумышленниками в 2013 году, составило 89 105 единиц.

Аналогичный показатель за 2012 год в МВД ранее не обнародован, поэтому общая динамика этих преступлений неизвестна.

Лидером рейтинга среди регионов по традиции стала Москва – 10 122 единицы автотранспорта (8736 украденных и 1386 угнанных).

При этом за год количество преступлений в сфере автотранспорта в столице снизилось: в 2012 году злоумышленники украли и угнали в общей сложности около 10,5 тыс. автомобилей.

Среди других регионов по кражам лидируют объединенные в одно ГУ МВД Санкт-Петербург и Ленинградская область (6284), Московская область (4480) и Приморский край (2440).

Меньше всего в 2012-м воровали транспортные средства на Чукотке (8 единиц), в Чечне (9 единиц) и в Ингушетии (23). По всей видимости, малое количество угонов в небогатых северокавказских республиках связано с тем, что регион сам притягивает много дорогих иномарок, угнанных в других субъектах федерации.

А вот по количеству угонов без цели хищения всероссийским лидером неожиданно стал Красноярский край, где этот показатель составил 1571 автомобиль. Второе место осталось за Москвой, но вслед за ней рядом расположились еще несколько сибирских регионов – Иркутская область (1369 машин) и Новосибирская (1217).

Данных о наиболее популярных у автоугонщиков марках автомобилей пока нет – они появятся ближе к марту, однако в МВД привели данные раскрываемости преступлений. В 2012-м самыми популярными у преступников были модели «АвтоВАЗа» (треть от общего числа похищенных машин) и продукция японских брендов Toyota, Mazda и Mitsubishi.

В Москве раскрываемость краж автомобилей остается одной из самых низких в стране – около 6%. В прошлом году на этот показатель обращал внимание прокурор города Сергей Куденеев.

При этом средний общероссийский показатель раскрываемости краж машин превышает 20%, а в некоторых регионах, например в Дагестане, превышает 50%.

Источник «Газеты.Ru», работающий в сфере противоугонных средств, считает, что, вопреки официальным данным, число угоняемых авто в России не снижается, а растет.

«При составлении статистики в МВД постоянно жонглируют разными данными – дают по отдельности информацию по хищениям машин (ст. 158 УК РФ) и по угонам (ст. 166), поэтому в реальности суммарная цифра получается достаточно большой», — отметил эксперт. —

Основной тренд прошлого года — рост краж корейских автомобилей. Кроссовер KIA Sportage вошел в число лидеров среди иномарок.

Кроме того, в последние годы оборудование, которым пользуются угонщики, подешевело в восемь, а то и в десять раз, что также косвенно способствует росту числа угнанных автомобилей».

«Страховщики, безусловно, хотят верить, что небольшое снижение по украденным автомобилям — это тенденция. И тем не менее все не так хорошо, как кажется, — заявил «Газете.Ru» вице-президент «Ингосстраха» Илья Соломатин. — Может быть, угнанных авто становится меньше в связи с тем, что автолюбители, приобретающие новые машины, стали больше внимания уделять обеспечению безопасности – растет рынок радиолокационных и спутниковых систем».

Он отметил, что полиция стала лучше искать похищенные машины. «Если сравнивать с ситуацией десятилетней давности, то сегодня правоохранительные органы работают куда эффективнее. Но если сравнить Россию со странами, где есть полное радиолокационное покрытие, то им мы пока проигрываем», — отметил он.

«Небольшое снижение количества украденных автомобилей может быть связано с появлением большого числа новых моделей иностранных брендов», — рассказал «Газете.Ru» эксперт компании «Автосекьюрити» Сергей Пономарев. – Спрос на эти модели только изучается угонщиками. Нет четкого понимания того, как эти авто угонять и где сбывать».