Отношения у многих автомобилистов с мотоциклистами близки к взаимной ненависти. С наступлением весны и до осени без перерыва всматриваешься в боковые зеркала, чтобы, не дай бог, не зацепить кого-то из них. И вот одни нарушают, другие не пропускают – такое недопонимание выливается в открытое противостояние.
Пару раз приходилось видеть труп мотоциклиста на дороге. До сих пор перед глазами картина, как на Бережковской набережной в красно-черной амуниции лежал парень лет 30, распластавшись на дороге. Тут же вспоминаются многочисленные ролики автокатастроф с участием мотоциклистов или небольших ДТП, затем перерастающих в крупную дорожную разборку.
Я человек впечатлительный, к тому же с возрастом становишься прагматиком. Поэтому желание пересесть с автомобиля на мотоцикл воспринималось все больше как юношеская авантюра. Хотя и немного тоскливо – ведь научиться управлять мотоциклом — это примерно то же самое, как прыгнуть с парашютом, объездить весь мир, переспать сразу с двумя девушками – у каждого свой в жизни «wishlist».
«Предатель», — сказал мне товарищ-автомобилист, провожая на мотокурсы.
Школа водительского мастерства BMW находится в 50 километрах от Москвы в районе горнолыжной базы в Сорочанах. Коренастый инструктор Владимир Бурцев, мастер спорта и победитель многочисленных гоночных соревнований, раздает защитную экипировку. Куртка с панцирем на спине и налокотниками, брюки с наколенниками, специальные тяжелые ботинки, перчатки, балаклава и шлем. И все это в 25-градусную жару. Ощущаешь себя робокопом, который только благодаря всяким там встроенным вентиляциям не сварился на раскалённом солнцем полигоне.
В основном обучение проходит на мотоциклах типа Enduro – если брать аналогию с автомобилями, то это как кроссовер, то есть для городской езды и легкого бездорожья.
Мне достался Enduro F 700 GS (стоит такой аппарат до полумиллиона рублей). Мощность двигателя всего 75 л. с. Но это «всего» — для моего автомобильного восприятия. С весом мотоцикла в 209 кг эти 75 лошадей превращают его в реактивную ракету на дороге.
Только приготовился к утомительной теории, как Бурцев, показав, чем отличается сцепление от газа, просит сесть за руль и начать движение. Запрыгиваю на железного коня. С моим ростом в 185 см вполне комфортно, как на велосипеде – ноги достают земли, поэтому убираю подпорку и свободно опираюсь. Завожу. Раздается мощный рык двухцилиндрового двигателя, и одновременно с его раскатами бегут мурашки по коже.
Выжимаю левой рукой сцепление, левой ногой кое-как нащупываю педаль – опускаю вниз, приотпускаю сцепление — начинается движение. Первый восторг сменяется ужасом – что и куда нажимать дальше? И вот уже вместо ножного тормоза по велосипедной привычке нажимаю ручной – колеса блокируются, мотоцикл останавливается и заваливается на бок.
Удержать 200 килограммов с непривычки не просто.
«Не смотреть под себя – смотреть только вперед!» – командует Бурцев.
В какой-то момент наворачивать круги на первой передаче становится скучно, и уже начинаешь прибавлять скорость.
Однако на удивление самое сложное на мотоцикле — маневрировать на небольшой скорости.
Вот тут мозг автомобилиста начинает кипеть. Чтобы проехать по узкой змейке со скоростью 5 км/ч приходится одновременно выжимать сцепление, притормаживать и еще добавлять газ. Задача кажется невыполнимой. И в первый день уже на пятом часу занятий руки трясутся от усталости, а голова отказывается соображать.
Зато на следующий день уже практически сразу раз за разом удается пройти всю змейку, не сбив ни одного конуса и попав во все пазы. Испытываешь детский восторг, как будто впервые поехал на велосипеде.
Самая приятная часть занятий – садимся на байки и начинаем рассекать по всему полигону, попутно учась тормозить, входить в повороты и переключать скорости. И вот тут уже поток ветра бьет тебя прямо в лицо. Жару не замечаешь, это как мобильный кондиционер. Хочется поскорее переключать передачи. Разгоняешься молниеносно. И гоняешь по всей траектории полигона.
После медленной змейки остальные упражнения выполнять все проще и проще. Накладывается только чудовищная усталость.
В заключительной части занятий кандидатов в мотоциклисты учат правильно тормозить. Разгоняешься до 20 км/ч и тормозишь задним тормозом. Срабатывает ABS, блокируется заднее колесо, и мотоцикл, тарахтя, проезжает несколько метров. Примечательно, что с отключенным ABS тормозной путь, вопреки расхожему мнению, получается длиннее. Скорости увеличиваются, и в итоге разгоняешься до 80 км/ч. Затем учишься тормозить уже ручным тормозом, а также ручным и ножным вместе – тормозной путь сокращается в разы.
После такой интенсивной тренировки, по словам инструктора, уже можно выезжать в городской поток. После открытия категории А он рекомендует ездить по небольшому маршруту дом–работа, постепенно расширяя зону своих поездок.