В понедельник, 3 июня, правительство опубликовало подписанное Дмитрием Медведевым постановление, которое разрешает всем автозаправочным станциям реализовывать газомоторное топливо наряду с более распространенными бензином и «соляркой».
Постановление вносит изменения в другое, подписанное ранее постановление от 29 октября 2009 года № 861, которое устанавливает минимальный перечень оказываемых на АЗС услуг. Автором документа выступило Минэнерго России.
«Требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на объектах дорожного сервиса, размещаемых в границах полос отвода автомобильных дорог, в части, касающейся услуг, которые должны оказываться на автозаправочных станциях, дополнятся такой услугой, как осуществление заправки транспортных средств газовым моторным топливом», — говорится в документе.
В пресс-службе Минэнерго не смогли оперативно пояснить, носят ли нововведения обязательный или разрешающий характер, но уточнили, что изменения коснутся только новых заправок.
В правительстве уверены, что реализация указанных в постановлении мер поспособствует увеличению объемов использования газа в качестве моторного топлива, что положительно скажется на экологической ситуации вдоль автомобильных дорог ввиду того, что газ по сравнению с бензином влечет за собой меньше последствий для экологии.
Глава нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин рассказал «Газете.Ru», что постановление разрешает заправкам реализовывать газомоторное топливо, но не обязывает. Но данная возможность будет доступна только тем АЗС, у которых такая надстройка реализуема с технической точки зрения. «Если есть возможность установки такого оборудования, то будет законодательное основание для этого, — пояснил эксперт – Здесь подразумеваются пожарные разрывы и санитарные нормы».
Ашихмин рассказал, что лоббированием газификации автомобильного транспорта занимаются те компании, которые имеют доступ к газомоторному топливу – на свободном рынке оно не реализуется. «Равного доступа для всех желающих, скорее всего, не получится»,
— заключил эксперт. Ашихмин добавил, что в настоящее время транспорта на газу мало, а перевести существующие машины на этот вид топлива не так просто – на установку соответствующего оборудования выстроились очереди. По мнению эксперта, если нововведения заточены под муниципальный транспорт, то такие машины будут заправляться на заправках, которые выиграли тендер, а это в большинстве случаев — нефтяные компании. «Частный бизнес, скорее всего, останется в стороне», — сказал специалист.
Эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов подтвердил, что новые меры носят рекомендательный характер, и что выиграют от них в первую очередь газопроизводители. «Я сомневаюсь, что это реально действующая инициатива. Это скорее попытка пролоббировать интересы производителей газомоторного топлива», — пояснил специалист. Эксперт предположил, что ввиду монополии на газомоторное топливо у «Газпрома» это может быть попытка госкомпании компенсировать убытки на внешних рынках «Это очень большая трата со стороны других энергетических компаний и со стороны потребителей, поскольку весь этот процесс придется субсидировать, а в бюджете денежных средств на это нет», — подытожил Абзалов.
Постановление стало очередным шагом властей в сторону популяризации газового топлива для автомобильного транспорта. Впервые о важности этого направления заговорил Медведев, это произошло в начале апреля 2013 года. Тогда он сделал акцент на преимуществе, которое имеет Россия с учетом ее газовых возможностей.
13 мая Дмитрий Медведев подписал постановление, согласно которому 50% общественного транспорта будет переведено на газ. В данном проекте заинтересованы компании «Газпром» и «Роснефть». По оценкам Минэнерго, в 2030 году бюджет страны получит дополнительные $5,3 млрд рублей благодаря работе газовых заправок.
Стоит отметить, что на следующий день после принятия постановления о газификации 50% общественного транспорта об инициативе заговорил и президент Владимир Путин. Он заявил, что необходимо ускорить перевод российского автопарка на природный газ и создать нужную для этого нормативно-правовую базу в кратчайшие сроки. Президенту вторил председатель совета директоров «Газпрома» Виктор Зубков, который напомнил о преимуществах газа перед другими видами горючего – его нельзя слить или разбавить, он дешевле и экологически чище. Зубков также предложил разработать программу утилизации старых автомобилей в обмен на покупку новых машин, работающих на газу.
Министр энергетики Александр Новак рассказал о том, что его ведомство рассматривает возможность снижения или даже обнуления транспортного налога для транспорта, работающего на газомоторном топливе.