Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
В автобусы пустили газ

Правительство переведет половину российских автобусов на газ — «Газета.Ru» рассказывает о всех нюансах грядущих изменений

, ,
Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, согласно которому половина общественного транспорта должна будет перейти на газовое топливо. Участники рынка соглашаются, что такой шаг позволит улучшить экологию и экономить на горючем, но в России нет требуемой газовой инфраструктуры. «Газпром» уже выразил готовность финансировать ее создание. Кроме того, газовое оборудование требует более жесткого контроля за безопасностью — взрыв автобуса в Москве 9 мая указывает на важность этих мер.

В понедельник, 13 мая, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление правительства по альтернативным видам топлива, согласно которому около 50% наземного общественного транспорта должно быть переведено на газовое топливо.

Подробности предложенных мер в ходе правительственного совещания озвучил вице-премьер Аркадий Дворкович. По его словам, постановление определяет перечень целей по переводу общественного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб на газовое топливо. В свою очередь, видов горючего будет три: сжиженный углеводородный газ, сжатый, или компримированный, природный газ и сжиженный природный газ.

Как считают власти, доля газифицированного транспорта в крупных городах должна достигнуть 50%.

Для достижения этих целей планируется подготовить и принять в течение этого года поправки и акты правительства, в том числе ведомственные.

Напомним, о необходимости «газификации» общественного транспорта Дмитрий Медведев заявил в начале апреля. В своем выступлении премьер сделал акцент на преимуществе, которое имеет Россия с учетом ее газовых возможностей. «Надеюсь, это будет фактором повышения конкурентоспособности экономики страны в целом», — сказал тогда Медведев.

Исполнительный директор Московского союза транспортников Юрий Свешников рассказал «Газете.Ru», что программа по переводу общественного транспорта на газовое топливо насчитывает несколько лет. «Этот процесс начался еще года два назад. Еще в прошлом году существовала программа реализации экологически чистых видов общественного транспорта, насчитывавшая 3,5 млрд рублей финансирования. Эту сумму федеральное правительство выделило субъектам на приобретение автобусов на газомоторном топливе, трамваев и троллейбусов», — рассказал Свешников.

Эксперт добавил, что какая-то часть финансирования выплачивалась властями субъектов, а другая — федеральным центром. В общей сложности были приобретены около 600 автобусов на газомоторном топливе.

По словам Свешникова, одним из наиболее заметных преимуществ перевода автобусов на газ является чистота выхлопа таких машин — этот показатель оказывается даже выше, чем у автомобилей с двигателями стандарта «евро-5».

Тем не менее эксперт считает, что в настоящее время в России нет необходимой для газовых автобусов инфраструктуры: в Москве только два автобусных парка ездят на газомоторном топливе, причем заправки находятся прямо на их территории. «В масштабе города отвечающих всем требованиям заправок немного», — рассказал Свешников. Кроме того, эксперт указал, что требования к газовым заправкам зачастую оказываются значительно выше, чем к традиционным бензиновым АЗС: в случае сжатого газа давление в баллоне достигает 200 атмосфер.

Сами чиновники говорят, что в создании инфраструктуры заинтересован «Газпром» и еще несколько компаний.

«Это само по себе потянет за собой перевод на газомоторное топливо и других видов транспорта, в том числе частного автотранспорта и коммерческого автотранспорта. Сейчас доля такого транспорта достаточно мала по сравнению с другими странами, хотя страна богата природным газом, и вполне естественно, что мы ставим перед собой такие задачи. Внутренний спрос на газ должен только увеличиваться», — заявил в ходе совещания Аркадий Дворкович.

«Газпром» активно работает над развитием газомоторного рынка в России, хотя пока он относительно невелик: в 2010 году спрос на компримированный природный газ составил лишь 345 млн кубометров.

Для сравнения: только Москва в холодные зимы потребляет 29 млрд кубометров. Об этом в конце прошлого года говорил глава «Мосгаза» Гасан Гасангаджиев.

На сегодняшний день в России действуют 255 газозаправочных станций, из которых 206 принадлежит «Газпрому».

«Газпром» принял «Целевую комплексную программу развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе, на 2007–2015 годы» и действует в соответствии с ней. В частности, она подразумевает увеличение мощности газозаправочной сети до 2,6 млрд кубометров в год, что позволит к 2015 году обеспечить рост численности автотранспорта и сельхозтехники, заправляемых КПГ, более чем на 50 тысяч единиц.

На основной деятельности «Газпрома» эти объемы в ближайшем будущем не отразятся: добыча компании в прошлом году составила 487 млрд кубометров, доказанные запасы — 23,4 трлн кубов.

Не менее важно, чтобы наш автопром начал выпускать работающие на газу автобусы, вместо того чтобы переделывать существующие бензиновые и дизельные машины, считает Свешников. «Нужен широкий модельный список автобусов — в Москве нужны автобусы большой вместимости, средней вместимости и так далее. Они должны соответствовать требованиям», — рассказал эксперт.

Только в Москве подвижной состав автобусов насчитывает около 5700 автобусов. Переоборудование каждого может обойтись бюджету в сумму более чем 100 тысяч рублей, что в итоге может стоить бюджету несколько миллиардов рублей. По данным Национальной газомоторной ассоциации (НГА), стоимость переоборудования автобуса типа «Икарус» или «Нефаз» составляет от 130 до 150 тысяч рублей. Установка газобаллонного оборудования на «ПАЗе» обойдется примерно в 50 тысяч рублей.

Цена нового автобуса на газомоторном топливе не сильно отличается от стоимости обычного автобуса. Так, в ноябре прошлого года власти Подмосковья на закупку 120 автобусов, работающих на газе, выделили 565 млн рублей. Цена нового бензинового городского автобуса, как правило, находится в пределах от двух до четырех миллионов рублей и зависит от его типа и вместимости.

Кроме того, важно помнить о технологической безопасности — в случае с газовым оборудованием требования к ней значительно выше, напомнил Свешников. На важность подобного контроля указывают недавние события: в Москве вечером 9 мая взорвался городской автобус «ЛиАЗ». В результате взрыва у машины вырвало элементы обшивки и деформировало крышу. В момент происшествия в автобусе никого не было, но отлетевшими из-за взрыва осколками стекла сильно ранило проходившую мимо девятилетнюю девочку и взрослую женщину.

Еще одним ключевым моментом, считает Свешников, является стабильность цены на газовое топливо.

«Должны быть получены государственные гарантии о том, что низкая цена на газ для общественного транспорта в долгосрочной перспективе таковой и останется по отношению к бензиновому и дизельному топливу. Чтобы не получилось как с дизельным топливом — оно стало дороже бензина», — подчеркнул эксперт.

«Газ решает две задачи: задачу экологии и задачу экономии. Притом, что Россия — одна из стран с крупнейшими запасами газа, мы могли бы себе позволить достаточно низкую цену на такое горючее для использования в общественном транспорте», — подытожил Свешников.