Там, где московские пробки отдыхают

Как авторы международного урбанистического проекта пытаются победить ад мегаполиса

Третий лабораторный опыт по превращению ада мегаполиса в райские кущи авторы урбанистического проекта BMW Guggenheim Lab решили провести в Мумбае. Для России он может оказаться куда полезнее предыдущих Нью-Йорка и Лондона. Мумбай — это Москва в пекле. Ежедневно десять человек погибают в общественном транспорте. Уличный хаос уже не поддается измерению шкалой «Яндекс.Пробки», на светофоры не обращает внимания даже полиция. Парковок просто не существует — ни легальных, ни под знаком «остановка запрещена». Но 22 миллиона жителей каждый день упорно пробираются на работу, по магазинам и на поклонение главной индуистской святыне города – в храм слоноголового бога Ганеши.

Пробки на дорогах, растущие год от года, стали неизбежной платой за рост благосостояния граждан. Власти каждого крупного города пытаются улучшать дорожную ситуацию, но увеличение числа автомобилей сводит на нет все их усилия. Проблема стоит уже так остро, что к ее решению подключаются сами виновники жесткого трафика — автопроизводители. Концерн BMW, например, совместно с музеем современного искусства Guggenheim запустил проект, призванный искать пути решения проблем больших городов. До 20 января BMW Guggenheim Lab работает в Мумбае.

BMW Guggenheim Lab — это сплав научно-исследовательского института урбанистики, ярмарки идей и возможности пожаловаться на любые городские проблемы. «Сегодня в городах живет больше людей, чем когда-либо, и нам нужно лучше понимать городскую жизнь с ее возможностями и проблемами, — говорит куратор BMW Guggenheim Lab Дэвид ван дер Леер. Наша главная цель — понять, как эффективное использование личного и общественного пространства может улучшить наши города».

Глобальный проект странствует по миру с 2011 года. Первую лабораторию открыли по «месту жительства» музея, в Нью-Йорке. Следующая остановка состоялась в Берлине как символе большого городского пространства. Здесь в рамках проекта авторы адаптировали новые городские пространства для велосипедистов, а также выстраивали наиболее безопасный маршрут для маленьких берлинцев от дома до школы. По замыслу авторов, проект должен охватить все континенты: США — Нью-Йорк, Европа — Берлин, Азия — Мумбай, впереди Латинская Америка. До Москвы BMW Guggenheim Lab доберется в лучшем случае на следующем витке.

Но если вычеркнуть из пейзажа женщин в разноцветных сари, задумчивых коров посреди шоссе и крайне резкий, не сказать хуже, запах, то Мумбай окажется очень похожим на Москву.

Деловая столица Индии также оказалась резиновой, заняв первое место в стране по плотности населения. Северная и южная окраины города соединены одной-единственной трассой, которая плотно стоит в любое время дня и ночи. Правда, посреди дороги парк, а не площадь Белорусского вокзала, пробка на которой уже удостоилась отдельного наименования на Foursquare как «популярная пробка на Брестской». «Мы выбрали Мумбай, потому что это один из городов с самой плотной застройкой и большим населением, причем с богатой культурной историей. Это коммерческая и развлекательная (там находится знаменитый Болливуд. — «Газета.Ru») столица Индии, а также ведущий научный центр», — объясняет директор музея и фонда Гуггенхайма Ричард Армстронг. Чем не Москва?

Когда-то Мумбай считался городом с лучшей транспортной инфраструктурой в Индии, рассказывает специалист по планированию движения городского транспорта Трупти Вайтла из Мумбайского центра развития социальной среды, но он слишком быстро растет, и слишком много людей покупают себе машины.

«Если вас как автомобильную компанию интересует будущее, то вы должны задуматься о том, как будут выглядеть большие города сегодня и завтра», — объясняет глава отдела культурных проектов BMW Group Томас Гирст. Если города навсегда замрут в транспортном коллапсе, кому понадобится даже самый роскошный автомобиль?

Главный городской транспорт Мумбая — автобусы. Как рассказывает Трупти Вайтла, вскоре планируется ввести правило, по которому на них будет указан не только номер, но и маршрут следования.

Казалось бы, мелочь, но, по признанию местных специалистов, мумбайские автобусы могли бы использоваться намного эффективнее, если люди были бы лучше информированы о хитросплетениях городских маршрутов. Например, зачастую пассажиру гораздо проще и быстрее доехать двумя короткими переездами с пересадкой, чем использовать один, но слишком длинный прямой маршрут через полгорода. Однако знают об этих нюансах сейчас далеко не все: бедняки, ориентируясь только на номер, предпочитают не экспериментировать. А для жителей пригородов, как и в Москве, самым доступным транспортом являются электрички.

Серьезные проблемы в городе наблюдаются и с парковкой. На фоне Мумбая даже спорные эксперименты московских властей со строительством «народных гаражей» или введением платных парковок на улицах в центре выглядят вполне продвинутыми идеями. Единственный способ припарковать машину в Мумбае — бросить ее посреди дороги с водителем, который будет переставлять ее с места на место в зависимости от того, понадобилось ли кому-то выйти из загороженной им двери или проехать по перекрытому им переулку. Здесь еще только предстоит создать первую «настоящую» городскую парковку, но как это сделать и как решать проблему в условиях постоянно растущего автопарка, власти пока не знают. Поможет ли в итоге индийцам немецко-американский десант — сказать трудно: первые плоды совместной работы будут заметны не сразу.

BMW Guggenheim Lab — в большей степени центр не практических идей, которые можно немедленно воплотить в жизнь, а чистого творчества. Маловероятно, что когда-нибудь над мостом через Бомбейский залив действительно появится подвесная дорога для пешеходов, как предлагает один из проектов, выставленных в саду у Краеведческого музея имени доктора Бхау Даджи Лада. С другой стороны, именно невероятные, на первый взгляд, идеи способны изменить привычный взгляд на вещи и найти выход из кажущейся неразрешимой городской проблемы.

Возможно, самый яркий пример необычного решения транспортной проблемы — использование старых водопроводных труб огромного диаметра в качестве многоуровневой дороги.

Они достались мегаполису от колониального прошлого и частично используются до сих пор, доставляя в мегаполис воду из окрестных районов. Трубы достигают двух с половиной метров в диаметре и тянутся по земле на многие километры (проблема пресной воды стоит в городе еще острее, чем транспортная. — «Газета.Ru»).

Далеко не все из них продолжают использоваться сейчас, но трубы проложены в плотной застройке трущоб, и в некоторых районах местные жители, передвигаясь по ним, уже используют их для транспортного сообщения —других «дорог» в таких кварталах порой нет.

Напрашивается очевидный выход — разобрать их и построить на их месте нормальную дорогу. BMW Guggenheim Lab предлагает нестандартное решение. Диаметр труб позволяет использовать их как транспортные тоннели для миниатюрных индийских автомобилей. Nissan Micra на фоне индийских такси выглядит как внедорожник. Сверху на широких трубах, которые к тому же обычно проложены блоками по несколько штук сразу, можно было бы оборудовать спортивные площадки, магазинчики и другие места для отдыха горожан. С последним в Мумбае серьезные проблемы: помимо набережной и нескольких парков, никаких рекреационных зон из-за плотной застройки в городе нет.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть