Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Депутаты пошли на встречку водителям

Госдума одобрила закон, меняющий наказание за езду по встречной полосе

Анатолий Караваев 11.12.2012, 19:50
С 2013 года за выезд на встречную полосу автомобилисты смогут отделаться штрафом 45.gibdd.ru
С 2013 года за выезд на встречную полосу автомобилисты смогут отделаться штрафом

Госдума приняла в трех чтениях законопроект, меняющий КоАП в части ответственности для водителей. За выезд на встречку существующему сейчас наказанию в виде лишения прав на полгода добавят возможность альтернативы в виде штрафа в 5000 рублей — наказание определит суд. За повторное нарушение прав будут лишать уже на один год. Депутаты также уточнили правила объезда препятствия по трамвайным путям. Нормы вступят в силу уже 1 января 2013 года.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) еще в феврале этого года внес в парламент первый замглавы комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков. В июле документ был принят в первом чтении, после чего в него был внесен ряд существенных поправок.

В частности, в первоначальном варианте предусматривалось, что если водитель впервые выезжает на встречную полосу или на трамвайные пути встречного направления, то за это нарушение вместо действующей нормы в виде лишения прав на 4–6 месяцев предусматривается лишь штраф в 5 тыс. рублей.

«Я посоветовался с экспертами и внес поправки в текст документа, — заявил «Газете.Ru» Лысаков. — Все-таки встречка встречке рознь.

Кто-то мог случайно оказаться там ненадолго, а если человек внаглую выехал, представляет серьезную опасность для других, то несправедливо за это только штрафовать, нужны более жесткие меры. В любом случае меру ответственности будет определять суд».

По словам депутата, он часто общается с судьями и убедился, что смягчение наказания необходимо. «Они рассказывают, что часто бывают ситуации, что нельзя было не заехать на встречную, опасности там никакой не было, и при этом у человека маленькие дети или больные родственники и без машины ему никак, — поясняет свою позицию Лысаков. — Сейчас приходится всех лишать прав, а теперь судья получил возможность учитывать конкретную личность человека или обстоятельства нарушения».

Помимо этого в связи с новыми поправками в КоАП суд будет лишать водительских прав на один год за повторный выезд на встречную полосу, а также за езду по дороге с односторонним движением во встречном направлении.

Если нарушение зафиксировала автоматическая камера, то сохраняется, как и сейчас, только штраф в 5 тыс. рублей.

Также в принятом законопроекте изменяется формулировка ст. 12.15 КоАП, в которой регламентируется наказание за выезд на встречную полосу при объезде препятствия. Сейчас это нарушение, согласно п. 3 данной статьи, карается штрафом в 1000–1500 рублей, а если автомобилист объезжает то же препятствие по трамвайным путям встречного движения (п. 4), то за это предусмотрено лишение прав на 4–6 месяцев. Лысаков предложил перенести последнее нарушение в п. 3 и также наказывать лишь штрафом.

Кроме того, из КоАП с 1 января исключается норма, предусматривающая ответственность за езду водителя, не являющегося владельцем машины без рукописной доверенности и при его отсутствии. В середине ноября правительство постановило исключить из пункта 2.1.1 ПДД РФ обязанность водителя в случае управления автомобилем в отсутствие его владельца иметь при себе и предъявлять полицейским доверенность.

После принятия законопроекта в третьем чтении его должны утвердить Совет федерации и президент России. Ожидается, что это произойдет в ближайшее время.
Новые поправки, которые должны вступить в силу с 1 января 2013 года, «Газете.Ru» прокомментировал президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. «Что касается выезда на встречную полосу, то это сейчас одно из самых распространенных нарушений, и для сотрудников ГИБДД это настоящая кормушка, — заявил он. —

У нас уже нечто подобное есть – въезд под «кирпич» на дорогу с односторонним движением наказывается или лишением прав, или штрафом в 5 тыс. И такой расклад уже неплохо себя зарекомендовал».

Комментируя новую норму КоАП о лишении прав на год за повторный выезд на встречку, Травин отметил, что в целом эта инициатива правильная, но с существенной оговоркой — ее нужно было принимать только после того, как четко было бы прописано само понятие выезда на встречную полосу. «Проблема в том, что выезд на встречную полосу четко прописан в ПДД, но Верховный суд РФ от себя добавил еще несколько новых ситуаций, когда действия водителя классифицируются как выезд на встречку, — отмечает эксперт. – К примеру, выехал человек на встречную для обгона там, где можно, а вернуться на свою полосу по какой-то причине не успел, и был вынужден пересечь уже две сплошные.

У меня есть масса решений судов, которые говорят, что это выезд на встречную полосу, и не меньше, говорящих о том, что это съезд с нее. А съезд у нас никак не карается.

Здесь нужна единая и однозначная трактовка, но ВС пока все никак не определится на этот счет».

Травин с оговоркой поддержал и инициативу о введении штрафа вместо лишения прав за объезд препятствия по трамвайным путям встречного движения. «Это правильно, но тут есть важный нюанс – у нас очень размыто само понятие препятствие, — объясняет эксперт. — В понимании разных сотрудников ГИБДД препятствия — это совершенно разные объекты. Для кого-то это разлитое на дороге масло, для другого — гвоздь, для третьего это сломанный автомобиль со знаком аварийной остановки.

Единого понимания, что такое препятствие, которое можно объехать по встречной полосе, нет, а без этого принятая поправка работать не будет.

Потому что сотрудник ГИБДД для выполнения плана по штрафам всегда может сказать, что то, что вы объехали, препятствием на самом деле не является, а значит, это был обычный выезд на встречную полосу».