Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Обреченная М-10

«Газета.Ru» выяснила, почему трасса М-10 Москва — Санкт-Петербург обречена на транспортный коллапс



Трасса М-10 обречена на транспортный коллапс

Трасса М-10 обречена на транспортный коллапс

Андрей Стенин/РИА «Новости»
Как выяснила «Газета.Ru», трасса М-10 «Россия» обречена на транспортный коллапс. Нагрузка на дорогу выше расчетной нормы в десятки раз, но власти не будут ее реконструировать, так как сейчас строится платный дублер (трассу через Химкинский лес планируется построить к 2018 году). В коллапсе на М-10 чиновники винят друг друга и водителей. Однако в стране нет современных регламентов, которые бы четко прописывали действия ведомств в случае огромных пробок.

Чиновники разных уровней подводят итоги транспортного коллапса на трассе М-10 «Россия», движение на которой было парализовано в течение четырех дней, а в Тверской области был введен режим чрезвычайно ситуации (ЧС), сохраняющийся до сих пор. По оценкам МЧС, максимальная длина пробки на трассе достигала 120 км в обоих направлениях (ранее сообщалось о пробке в 200 км). В снегу простаивали более 10 тысяч автомобилей. Поток удалось сдвинуть с мертвой точки только спустя 25 часов. При этом многие автомобилисты проезжали 664-километровую трассу в течение четырех дней.

В МЧС обвинили в сложившейся ситуации дорожные службы, которые, по мнению спасателей, не подготовились к аномальному снегопаду. В администрации Тверской области, через которую проходит М-10, также отметили «недостаточно эффективную работу дорожных служб». Региональные чиновники также посетовали на автомобилистов, которые обгоняли застрявший поток по обочине или встречной полосе, замедляя лишними маневрами поток.

Сами дорожники обвинили автомобилистов, которые должным образом не подготовились к зиме и не рассчитали свои силы при выходе на маршрут. Также, по мнению дорожников, роковым стало решение местных властей закрыть Тверь для въезда фур. Однако всё это вряд ли может послужить серьёзным успокоением десяткам тысяч людей, которые несколько дней провели в чудовищной пробке на М-10. «Газета.Ru» разбиралась, как должны действовать ведомства в подобных ситуациях, какими документами они руководствуются и кто же всё-таки виноват в том, что главный транспортный коридор из России в Европу, как любят называть М-10 чиновники, оказался парализован на несколько дней.

Тверь закрылась от фур режимом ЧС
Снегопад в Тверской области начался 29 ноября. На следующий день, 30 ноября, в регионе из-за тяжелой транспортной ситуации был введен режим ЧС. Тверь закрывают для въезда фур.

30 ноября по поручению губернатора Тверской области Андрея Шевелева прошло экстренное заседание региональной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности. Там чиновники всех ведомств и органы местного самоуправления обсудили пути выхода из сложившейся ситуации. В администрации Твери создается оперативный штаб, которым координируется работа ведомств.

Транспортный коллапс между Москвой и Санкт-Петербургом
Федеральная трасса М-10 Москва — Санкт-Петербург находится в ведении Федерального дорожного агентства (Росавтодор). Непосредственно трассой М-10 занимается подведомственная Росавтодору организация — Федеральное казенное учреждение (ФКУ) управления дороги «Россия». Это же ФКУ выступает заказчиком, который по конкурсу выбирает подрядчиков, обслуживающих трассу. Именно подрядчики должны убирать дорогу от снега или мусора, а также выполнять ремонтные работы.

В Росавтодоре «Газету.Ru» заверили, что уборка трассы велась с того момента, как пошел снегопад, то есть с 29 ноября. Всего трассу М-10 обслуживают 148 единиц снегоуборочной техники. На дорогах постоянно было задействовано только около 50% техники, так как остальные машины не могли выйти на линию из-за заторов.

«Началось всё с того, что выпало много снега и все со всем справлялись, — рассказал «Газете.Ru» высокопоставленный источник в Минтрансе. —

Но ситуация осложнилась в другой момент: когда занесло город Тверь, их губернатор объявил ЧС и перекрыл въезд в Тверь, куда шла часть потока.

Только этот город находится на трассе, и просто такое перекрыть, чтобы оказалось без последствий, невозможно. В этот момент возникли заторы на основном ходу трассы, а после того, как там столкнулись две фуры, наступил коллапс».

По словам источника, проблема на М-10 носит «нерешаемый характер». «Вся эта дорога построена еще во времена СССР, и расчетная загрузка ее — 3000 автомобилей в сутки, — говорит собеседник. — Сейчас по ней идет до 70 тысяч автомобилей в сутки. Но чистить дорогу надо, когда идет 3000. А когда 70 тысяч — почистить ее невозможно. Ее нужно закрывать».

Выхода из ситуации нет, настаивает источник и напоминает, что дорога М-10 стоит в пробках в любое время года. При этом, по его словам, дорогу не будут как-то в связи с этим реконструировать, потому что сейчас строится платная трасса Москва — Санкт-Петербург, которую планируется сдать в эксплуатацию только в 2018 году. «Никто ни копейки не вложит в расширение и реконструкцию трассы М-10, потому что, если сейчас ее реконструировать и одновременно построить новую трассу Москва — Санкт-Петербург, то по платной никто не поедет, потому что старая хорошая и концессионер свой бизнес-план не выполнит. Так что извините, но потерпеть придется», — сказал источник.

Кроме того, существующие регламенты дорожных служб настолько устарели, что применять на практике их уже не актуально.

Основной документ, которым руководствуются дорожные службы, это ГОСТ 50597-93. На основании этого ГОСТа на каждой дороге подрядчик разрабатывает собственный проект содержания дороги. «В проекте указано, где располагаются, какие базы, какая техника должна быть, какие технологии должны применяться при уборке», — рассказал «Газете.Ru» начальник управления сохранности и эксплуатации федеральных автодорог Росавтодора Игорь Астахов.

Однако, согласно этому ГОСТу, дорогу от снега подрядчик должен расчистить в течение четырех часов после окончания снегопада. То есть формально при расчистке снега все нормативы дорожникам соблюсти несложно. «Дорожная организация, естественно, очистку снега осуществляет, чтобы не было рыхлого снега толщиной более 4 см, — говорит Игорь Астахов. — Но ведь когда машина идет, легковая даже, по неглубокому снегу, то велика вероятность заноса автомобиля. Чтобы этого не было, в ПДД записан основной постулат — пункт 10.1 («Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения»)».

В Росавтодоре признают, что ГОСТ, разработанный еще в 1993-м году, морально устарел. «Поэтому в настоящий момент Росавтодор заключает контракт на переработку этого ГОСТа. В течение года он будет переработан, заново согласован и утвержден», — поделился планами Игорь Астахов. Вместе с тем накануне начальник ФКУ управления дороги «Россия» Дмитрий Волков рассказал «Газете.Ru», что всё, что в описано в ГОСТе, — «эти вещи совершенно справедливы. «Конечно же, в нештатных ситуациях или в аномальных нужно применять экстренные меры, усиленная координация между органами, — пояснил дорожник. — Мы говорим про 4 часа после окончания снегопада — да никаких вопросов, всё это выполнимо после окончания снегопада. Но ведь работа продолжается с самого начала снегопада и всё время, потому что если никто не будет ничего делать, то дорога будет полностью покрыта, как поле, белым снегом».

При этом в Росавтодоре сетуют, что в ситуациях с транспортными коллапсами «крайними» всегда называют дорожников. «Крайними оказываемся мы. Нашу дорогу портят, на нас еще и наезжают, что мы плохо ее чистим», — сказал «Газете.Ru» источник в ведомстве.

Помощь от МЧС без ЧС
Основной регламентирующий документ МЧС — это Федеральный закон от 1994 г. № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно этому документу, чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

При этом в МЧС отмечают, что пробка, подобная той, что была на М-10, не ЧС.

«Ситуация, которая произошла на М-10, — по нашим критериям, это не ЧС, — заявил «Газете.Ru» собеседник в Центральном региональном центре МЧС, пожелавший сохранить анонимность. — Однако это социально значимое происшествие, которое влияет на общую ситуацию в регионе. Нарушение передвижения не приравнивается к нарушению жизнедеятельности населения, и в таких ситуациях регламентирующих документов у нас нет. Мы просто обязаны в соответствии с законодательством помогать и контролировать ликвидацию вот таких вот социально значимых происшествий. Мы организуем взаимодействие с другими ведомствами — с ГИБДД, Минтрансом — и вместе консультируемся и помогаем техникой, людьми, если есть такая необходимость. Но данная ситуация больше относится к ГИБДД и дорожникам».

По данным администрации города, на протяжении трассы М-10 МЧС разместило 17 стационарных точек на базе кафе и автозаправочных станций, а также пять передвижных пунктов (которые, по признанию самих эмчеэсников, также простаивали в пробке). При этом многие люди, оказавшиеся в пробке, говорили о низкой эффективности стационарных пунктов МЧС, потому что они располагались в местах, где и так есть продукты и топливо, а вдоль дороги помощи практически не было видно. Так, дальнобойщик Владимир Меркулов рассказал «Газете.Ru», что за четыре дня, которые он провел в пробке, от спасателей МЧС он и его напарник получили одну буханку хлеба и воду.

«Пункты обогрева или точки питания — тема не наша, а администрации, органов местного самоуправления, — говорит собеседник в МЧС. — Те пункты питания, которые разворачивались, это инициатива нашего министерства, и мы оказывали помощь органам местного самоуправления, а обязанность вот эти пункты разворачивать лежит на них».

Как работает ГИБДД в пробках
В ГИБДД России «Газете.Ru» признались, что также отдельных документов, которые бы координировали работу ведомства в случае огромных заторов, нет. Замглавы ГИБДД России Владимир Кузин пояснил «Газете.Ru», что в таких ситуациях действия ведомства «жестко определены» 185-м приказом МВД от 2009 года. «Он полностью регламентирует деятельность ДПС, — пояснил генерал Кузин. — Каждая ситуация отдельно может рассматриваться, тогда разрабатывается специальный оперативный план».

Во всем 185-м приказе единственный пункт, 49-й, посвящен пробкам.

Его расплывчатые формулировки сводятся к тому, что «при выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуациях, иных помехах движению транспортных средств и пешеходов» инспекторы ДПС принимают меры к устранению помех в дорожном движении. При этом гаишники могут привлекать к ликвидации затора других участников движения.

Автомобилисты, попавшие в пробку, действительно рассказывали, что видели гаишников на протяжении трассы М-10, регулирующих движение. По данным администрации Тверской области, на одном из участков дороги М-10 был создан временный пост ДПС и организовано реверсивное движение. В Росавтодоре посчитали, что сотрудники ГИБДД недостаточно оперативно прибывали к местам скопления транспорта и не организовали объезд пробки по соседней трассе М-9 «Балтия». Два года назад, когда на трассе «Россия» образовалась 100-километровая пробка, очевидцы рассказывали, что инспекторы ДПС штрафовали пытающихся объехать по встречной полосе застрявшие в снегу фуры.