Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«То, что наши дороги в таком состоянии, заслуга дорожников»

Интервью начальника управления эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Игоря Астахова

Глава управления эксплуатации и сохранности российских дорог Игорь Астахов в интервью «Газете.Ru» прокомментировал скандал вокруг строительства трассы к месту проведения саммита АТЭС, рассказал о дороговизне российских дорог и об общественных проектах «Росяма» и «Убитые дороги», а также объяснил, почему в Подмосковье так часто ремонтируют полотно.

— Этим летом разразился скандал вокруг разрушения участка трассы во Владивостоке, построенной к саммиту АТЭС. В чем была там проблема и в итоге удалось ли с ней справиться?

— Это дорога на ответственности местных властей. Когда люди едут по дороге и видят ямку, начинают кричать: ага, украли. Вот точно так же не хочу комментировать ситуацию с этим ЧП. Я сижу здесь, в Москве, в кабинете. Отсюда сложно говорить, кто виноват. Это будет наверняка ошибочное мнение. Там идет расследование прокуратуры, наши сотрудники привлечены к расследованию. После него будут сделаны выводы.

— Не кажется ли вам, что это символично: раз не смогли нормально реализовать такой важный имиджевый проект, то что уж говорить про строительство обычных дорог?

— Там во время дождя обвалилась подпорная стена. Но там был компромисс. Там гаражи стоят рядом. Понятно, что заказчик с проектировщиком хотели затратить меньше денег, чтобы не переносить гаражи и не выплачивать владельцам компенсации, чтобы удешевить проект. В итоге получилась ситуация, что эти гаражи приходится все равно переносить, чтобы обеспечить надежность. Когда компромисс между надежностью и удешевлением, всегда возникают такие проблемы. В противном случае проект стоил бы ещё дороже, и нас бы опять критиковали — мол, такой объект в Китае стоит в два раза дешевле.

— Я бы не сказал, что у нас дешевые дороги...

— Они у нас недешевые, конечно. Они у нас дорогие, я это признаю. Но дороги состоят не из денег, а из материалов, механизмов и людских ресурсов, которые вложены в дорогу. Это надо все купить. Мы покупаем у нас же у самих — у общества, у государства. Это щебень, машины, топливо, электроэнергия, зарплата людям. Если цены у нас в стране сложились такие, вот и стоимость дорог.

— Получается, что у нас все дороже, чем в Китае и в США?

— Не надо так сравнивать. Призываю журналистов никогда не говорить, что в США построили дорогу, которая дешевле, чем у нас. Давайте сначала сравним, какая там дорога, что там было, какие проектные решения там приняли и какие у нас. Это делать должны профессионалы. Если куб щебня у нас стоит 1000 рублей, а в США 500 рублей, то дороги также будут в два раза дороже. Поэтом, чтобы сравнивать, нужно делать всесторонний анализ.

— А коррупция есть?

— Мне кажется, об этом больше говорят, чем на самом деле есть. Спрашивают: почему у нас дорого? Потому что это дорога. Где она, коррупция, где?

— На этой неделе под эгидой Росавтодора стартует совместный автопробег (пройдет по трассам «Амур», «Лена», «Колыма») с проектом «Убитые дороги». Не слишком ли самокритично устраивать мероприятие с партнером, у которого такое название?

— Это движение изначально называлось «Убитые дороги Пскова». Может, в Пскове дороги такими и остались — не в курсе, не моя зона ответственности. Конечно, название, может, и шокирует, но вместе с тем те сотрудники, которые ведут этот проект, они конструктивно мыслят, почему бы вместе с ними не работать.

— В пресс-релизе к автопробегу говорится, что участники мероприятия планируют поделиться опытом борьбы с безответственными чиновниками. Расскажите, что за опыт, и поделитесь примерами такой борьбы.

— Это, наверное, написали блогеры из проекта «Убитые дороги». Мне тоже интересно, что это за опыт.

— То есть Росавтодор с безответственными чиновниками не борется?

— Как раз борется — путем увольнения, выговоров, снижения премий. Наши подотчетные чиновники, которые находятся на местах, они под нашим контролем.

— Мы часто встречаем фотографии с трассы «Колыма» (на фото) и видим, что там не просто плохие дорогие, а сплошное месиво. Что сейчас с этой дорогой?

— Это фотографии пятилетней давности. Тогда при реконструкции дороги подрядная организация произвела отсыпку не теми грунтами, которыми должна была отсыпать в соответствии с проектом. На это наложились длительные проливные дожди, и дорога превратилась в месиво. Эти фото кочуют с тех лет, но сейчас я таких случаев не знаю, а у нас постоянно идёт мониторинг. Но я сам проеду, посмотрю, как там ведётся реконструкция.

— Что сейчас происходит с трассой «Амур»? Ее построили всего пару лет назад, но уже ремонтируют. Насколько успешно был реализован этот проект?

— Строительство закончилось в 2010 году, там почти 2000 километров. Сама дорога проходит по очень сложным климатически и геологически местам. Там и во время изысканий, и во время строительства мы сталкивались с участками вечной мерзлоты, скалами, которые приходилось взрывать. Дорога — это живой организм: постоянное оттаивание, замерзание, дожди и воздействие машин. За два года она, естественно, изменилась. Понятно, у нас есть организация, которая держит ее на балансе, они постоянно ее осматривают и поддерживают в должном состоянии. Мне как руководителю управления, которое отвечает за сохранность дорог, важно ее увидеть своими глазами.

— Вот вы сотрудничаете с проектом «Убитые дороги». Но есть ещё популярный проект «Росяма». Вы что-нибудь слышали про него? Может, с ними автопробег организуете?

— Я периодически просматриваю фотографии, которые появляются на сайте этого проекта, но 99,9% — это фотографии улиц населенных пунктов. Росавтодор за них не отвечает — это местные власти. Надо признать, что федеральные дороги у нас относительно других гораздо лучше. Очень редко нахожу фото с ямой на федеральной дороге. Да, бывает — весной. Наши дороги ещё недостаточно финансируются, только на 57 процентов от норматива. То, что в таком состоянии наши дороги, это заслуга дорожников.

— Вот вы на сайте «Росямы» нашли фотографию повреждения на федеральной дороге. Что делаете?

— Так как их немного, мне самому несложно отреагировать — позвонить руководителю управления дороги, с тем чтобы указать ему на существующие дефекты, которые выявлены этим проектом, и спросить, почему такая ситуация. Реагируем достаточно оперативно.

— В московской области летом традиционно ведутся масштабные ремонтные работы. Известно, что летняя реконструкция дорог всегда сопровождается ростом пробок.

— Можно гордиться тем, что у нас в летний период времени ремонтируется большое количество дорог. Дорога, как любое сооружение, требует постоянного ухода, иначе придет в негодность. К сожалению, период ремонта короткий — с мая по сентябрь. А участков, которые требуют ремонта, много. Ну и естественно, что для пользователей возникают неудобства, вынуждены признать.

— На каких участках в этом году вы наблюдаете самые серьезные затруднения движения?

— Самое серьезное затруднение в этом году происходит на Малом бетонном кольце. На направлениях Волоколамское, Ленинградское, от Ногинска до Электростали, на Минско-Волоколамском направлении. Там большие ремонтные работы и, соответственно, пробки. К тому же там участки дорог двухполосные, поэтому вариантов кроме как закрыть одну полосу, нет. Чтобы не было проблемы, нужно рядом дорогу строить. Пользователям тяжело, но, чтобы получить участок дороги, который будет соответствовать всем нормативным требованиям, приходится терпеть.

— А все Подмосковные дороги соответствуют нормативным требованиям?

— Дороги Подмосковья в отличие от всей страны наиболее отвечают нормативным требованиям. Если по всей стране у нас 39 процентов дорог отвечают им, то по Московскому региону это порядка 70 процентов.

— Что входит в нормативные требования?

— Это ровность и сцепление, чтобы в случае экстренного торможения, особенно во время дождя, автомобиль мог остановиться.

— Почему ремонтировать дороги в Подмосковье приходится так часто?

— В Московском регионе нагрузка на дороги гораздо выше нормативов, поэтому разрушается быстрее. И приходится большое количество километров ремонтировать. При этом нормативное значение межремонтных сроков по Подмосковному региону не превышает установленных. Это может обывателю кажется, что каждый год одно и то же ремонтируем. Это не так. Даже если ликвидируем колейность на покрытии, то это не является ремонтом, а просто восстановление износа. Пользователь, который едет и стоит в пробке, естественно, возмущается, что дорожники опять в этом году ремонтируют.

— Сколько в этом году ремонтируется километров дорог и сколько на это выделено средств из бюджета?

— В целом по стране за этот год отремонтируем 6566 километров, сумма выделена на это 66 млрд рублей. В Московском регионе ремонтируем 355 километров и сумма 5,3 млрд рублей.

— На Кубани наводнением серьезно была повреждена трасса Краснодар — Новороссийск, которая проходит через Крымск. Почему дорогу размыло водой, как проходит реконструкция и где самые серьезные проблемы?

— Относительно других объектов у нас серьезных разрушений нет. Движение останавливалось только на момент, когда высота воды на дороге составляла полтора метра. Фактически машины там захлебнулись в воде и остановились. Когда вода спала, буквально сразу мы своей техникой вытащили заглохшие машины и стали восстанавливать движение. Потоком были размыты обочины, к дороге привезло много грязи. Самая большая работа сейчас — это очистить дорогу от нанесенного мусора.

Новости и материалы
Жителей одного из районов Новосибирска держит в страхе малолетний хулиган
Ученые предостерегли от лечения гайморита чесноком по рецептам из TikTok
«Динамо» предрекли медали по итогам сезона в РПЛ
В Кремле рассказали о планах Путина на майские праздники
Киркоров потратил 200 млн рублей на ремонт, «умные» туалеты и кровать
Нюша снялась в бикини и с новым имиджем
Макрон высказался о будущих отношениях Европы и России
Алика Смехова похвасталась фигурой в откровенном купальнике после похудения
Макрон назвал поражение России на Украине «абсолютной необходимостью»
В ВТБ усомнились в охлаждающем действии ключевой ставки
Лукашенко оценил вероятность войны с Западом
Тренер Овчинников ответил на вопрос о фаворите матче ЦСКА — «Спартак»
Волочкова призналась в любви к Гаю Ричи
Песков рассказал о судьбе контрактов, начатых при замминистра обороны Иванове
Россиянка напала на новорожденного сына с маникюрными ножницами и нанесла 20 ударов
Торговля Таджикистана с Россией резко выросла
«Молимся друг за друга»: супруга Германа Стерлигова опровергла его заявление о разводе
В США слишком громкие цикады заставили местных жителей вызвать полицию
Все новости