Сотрудники Главного управления собственной безопасности (ГУСБ) МВД России совместно с оперативниками из уголовного розыска и следователями ГИБДД ликвидировали 30 организованных преступных групп (ОПГ), занимавшихся угонами автомобилей. Масштабная спецоперация проходила в течение полутора лет одновременно практически во всех российских регионах, сообщили «Газете.Ru» в ГУСБ МВД России.
По данным ведомства, как минимум в 12 банд входили сотрудники органов внутренних дел. «В первую очередь нас интересовали преступные схемы с участием сотрудников милиции, в том числе ГИБДД», — заявил начальник ГУСБ генерал-лейтенант Юрий Драгунцов.
В общей сложности в своих рядах правоохранители выявили более 160 оборотней в погонах, которые тем или иным образом были замешаны в преступном бизнесе. Среди них семь старших офицеров — руководители и замы подразделений ГИБДД».
По словам собеседника «Газеты.Ru» в ГУСБ, в каждой банде было четкое распределение ролей, все они стремились найти связи в ГИБДД. «Цель работы службы безопасности заключалась в том, чтобы установить сотрудников, которые могли оказывать содействие, — говорит представитель службы безопасности. — Первоначальные мероприятия показали, что нужно привлечение большего спектра служб». Для разоблачения криминальных схем оперативники внедрялись в банды угонщиков.
Как выяснилось, чаще всего в задачи инспекторов ГИБДД входило обеспечение беспрепятственного проезда похищенных автомобилей из одного региона в другой.
Зачастую гаишник либо сам перегонял краденый автомобиль, либо ехал вместе с похитителем.
«Для их выявления выставлялись посты на трассах, где ловили сотрудников, — поясняют в ГУСБ. — Например, в Калмыкии остановили угнанную иномарку, а в ней оказался следователь, который сам служил пропуском для перегона автомобиля».
Кроме того, инспекторы помогали преступникам легализовать краденые автомобили. Всего в ходе мероприятий оперативники выявили более 3,5 тыс. угнанных машин, из которых почти на 3 тысячах были перебиты идентификационные номера, а на 87 — подделаны документы. В основном это были дорогостоящие иномарки. По данным Московского уголовного розыска, первую тройку группы риска составляют японские автомобили — Mitsubishi Lancer, Mazda 3 и Toyota Corolla.
В милицейском профсоюзе разводят руками: ни одна криминальная схема по угону автомобиля не обходится без участия правоохранителя. «Без сотрудников ГАИ невозможно провести угон машины — это сто процентов, — рассказал «Газете.Ru» глава милицейского профсоюза Москвы Михаил Пашкин. —
Стоимость сопровождения стоит от двух до пяти тысяч долларов: объявляется план перехват, но сотрудник ГАИ сопровождает угнанную машину — неважно, с номерами или без, — ее никто не останавливает».
По мнению Пашкина, если выявленным «оборотням в погонах дадут реальные сроки», то сотрудники ГАИ впредь не будут так активно заполнять освободившиеся нишу. В прошлом месяце в Санкт-Петербурге к двум годам колонии общего режима был приговорен гаишник, который препятствовал розыску похищенных автомобилей и снабжал угонщиков информацией о ходе следствия. В суде удалось доказать, что за свои услуги инспектор получил от угонщиков компьютер.