Пенсионный советник

Москва пересядет в автобус

Москва утвердила программу развития транспортной системы региона до 2016 года

Евгений Шипилов 28.06.2011, 11:03
ИТАР-ТАСС

Столичные власти утвердили программу развития транспортной системы Москвы до 2016 года. Основные мероприятия направлены на доминирование пассажирского транспорта: по городу разовьют сеть полос для автобусов, выделят новые маршруты для троллейбусов и трамваев, а по воде пустят речное такси. Мнения экспертов о перспективах столичных инициатив разделились.

Правительство Москвы обнародовало итоговый проект программы развития транспорта на 2012—2016 годы. Согласно документу, транспортную инфраструктуру столицы за этот период ожидают фундаментальные преобразования. Ежегодно на эти цели будет выделяться около 300 млрд рублей, всего до 2016 года планируется освоить более 1,5 трлн рублей.

Приоритет, как и ожидалось, будет отдан развитию общественного транспорта, который на дорогах Москвы, как утверждается в документе, должен доминировать.

Скорость его движения вырастет с 11 до 18 км/час, в том числе на выделенных полосах до 30 км/ч, а объемы перевозок увеличатся на 45%. Кроме существующих спецполос для наземного пассажирского транспорта на Волоколамском и Каширском шоссе к 2015 году на выделенные полосы отведут еще 368 км дорог. Спецполосы для автобусов, троллейбусов и такси появятся на участках Ярославского, Пятницкого, Боровского, Щелковского шоссе, Ленинградского и Севастопольского проспектов, проспекта Андропова и на Липецкой улице.

Всего до 2016 года наземный автопарк увеличится практически вдвое. Столичные власти закупят 5500 единиц автобусов (примерно столько же есть сейчас), 700 троллейбусов (сейчас 1,6 тыс.) и 300 трамваев (сейчас 910).

Для движения трамваев и троллейбусов власти проложат новые маршруты. Также появится еще один монорельс, который будет курсировать между метро «Теплый Стан» и комплексом «Славянский мир».

Существенные преобразования произойдут в столичном метрополитене.

Сейчас протяженность линий метро составляет 305,6 км. До 2016 года планируется построить еще 87,9 км линий метро. При этом уже сейчас дефицит — более 100 км.

Протянут на одну-две станции практически все ветки подземки. Наконец, сдадут станции «Новокосино» и «Жулебино» — их открытие запланировано на 2012 и 2013 годы соответственно. Кроме того, к 2015 году фиолетовая линия уйдет в область, где появится станция метро «Котельники» в одноименном районе. На 2015—2022 годы уже запланировано формирование линии третьего пересадочного контура метро.

Программой предусмотрено создание сети взлетно-посадочных вертолетных площадок и вертодромов. К 12 уже существующим до 2016-го года планируется построить еще 10 площадок — по две каждый год.

На водном транспорте планируется организовать регулярные таксомоторные перевозки. В 2012 году появится первое речное такси, а к 2015 году их уже будет 68. По прогнозам проектировщиков, к 2015 году годовой объем пассажирских перевозок на воде должен составить 2,5 млн человек.

Мнение транспортных экспертов и представителей автомобильного сообщества относительно развития общественного транспорта в городе кардинально разошлись.

Президент ассоциации дорожных научно-исследовательских организаций Олег Скворцов считает, что выделенные полосы для автобусов и троллейбусов вместе с расширением автопарка города сделают пассажирский транспорт более быстрым и конкурентоспособным. Также выгодно внедрение линий скоростного трамвая, который на изолированных от дорожного движения участках окажется более выгодным и дешевым, чем метро. Речное такси будет пользоваться популярностью только у туристов, потому что слишком медленно, уверен эксперт.

Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, в свою очередь, не сомневается: москвичи не пересядут из автомобилей в некомфортное метро. Наземный транспорт в столице априори не удобен, так как для передвижения из пункта А в пункт В нужно сделать несколько пересадок.

«Метро находится в таком ужасном состоянии, особенно летом, что туда не каждый отважится идти, — констатирует Травин. — Троллейбус и автобус не спасают, потому что, чтобы куда-то доехать, нужно несколько раз пересесть».

Скворцов добавляет, что разгрузить центр от автомобилей помогут только радикальные меры властей, как, например, введение платы или жесткие ограничения. «Центр уже не разгрузишь, фатальные ошибки были при предыдущих проектах», — разводит руками Олег Скворцов. Однако ограничивать въезд автомобилистам чиновники пока не планируют.

Между тем дорожники считают, что разгрузить столичный регион помогут скоростные автомагистрали. «Такой практикой выходили из заторов многие крупные мегаполисы, — говорит Олег Скворцов. — Строительство автомагистралей в городах позволило при сохранении существующей улично-дорожной сети вынести мощные транспортные потоки для движения на большие расстояния в пределах города и за его пределы на пригородные автомагистрали».

До 2016 года власти планируют построить еще 474 км новых дорог, однако в основном это будут новые развязки или дублеры уже существующих трасс.

Так, вдоль МКАД появятся боковые проезды общей протяженностью 187,4 км. Будет построена Северная рокада (вход автодороги Москва — Санкт-Петербург) на участке от Бусиновской транспортной развязки до Б. Академической ул., а также ее участок от входа на автодорогу Москва — Нижний Новгород — Казань на протяжении от строящегося 4-го транспортного кольца до МКАД и от Кожухово до границ города.

К 2015 году планируется возвести северный дублер Кутузовского проспекта вдоль Смоленского направления МЖД (вход обхода г. Одинцово) на участках от «ММДЦ-Сити» до МКАД на Молодогвардейскую транспортную развязку. На этот же срок запланировано строительство участка Звенигородского проспекта от 3-го Силикатного проезда до Живописной ул. протяженностью 4 км, включающее транспортную развязку на пересечении с ул. Народного Ополчения (4-м транспортным кольцом). На Ленинградском проспекте и Ленинградском шоссе будет реконструкция мостового перехода через канал им. Москвы и транспортной развязки на пересечении с МКАД.

Появятся новые развязки на пересечении Волоколамского шоссе с улицей Академика Курчатова, Дмитровского шоссе с Долгопрудненским шоссе, на пересечении Новорязанского шоссе с улицей Генерала Кузнецова, на пересечении Северной рокады и Фестивальной улицы, на пересечении Профсоюзной улицы с улицей Теплый Стан — Новоясеневским проспектом, на пересечении Коровинского шоссе с Дмитровским шоссе.

Дорожники построят эстакаду для Малого кольца МЖД в «ММДЦ-Сити». Организуют поперечные связи вдоль МК МЖД — с шоссе Энтузиастов, с 5-й улицей Соколиной Горы, с Измайловским шоссе, со Щелковским шоссе, с Открытым шоссе. Еще появится эстакада по 1-му Красногвардейскому проезду

Появится участок Дмитровского шоссе от двухуровневой транспортной развязки до границ города (две транспортные развязки). Появится Южная рокада — путепровод через Павелецкое направление МЖД. Возведут северный дублер Кутузовского проспекта.

По трассе дублера Волгоградского проспекта проложат путепровод на пересечении с Курским направлением МЖД в створе улицы Кухмистерова.

К 2015 году станет пассажирским движение на Малом кольце Московской железной дороги. В районе ж/д станций, автовокзалов и станций метро будут сформированы 52 транспортно-пересадочных узла (ТПУ).

С 2012-го по 2016 год в Москве появится дополнительно 1,5 млн машиномест.

Вместе с тем в конце прошлого года столичный мэр Сергей Собянин утверждал, что Москва уже испытывает дефицит парковочного пространства в более чем 2,3 млн машиномест. Согласно программе, строительство многоуровневых парковок даст дополнительно 420 тыс. мест, проект «Народный гараж» — еще 310 тыс. машиномест, парковки вблизи гос- и медучреждений, а также центров культуры и спорта — 217 тыс. мест, перехватывающие паркинги — 235 тыс. мест. На внутридворовых и междомовых автостоянках появится до 2016 года 110 тыс. мест, а в рамках локальных мероприятий еще 177 тыс.

В 2012—2016 годах власти рассчитывают построить 72,8 км совмещенных и обособленных велодорожек на территории города и организовать 4000 велопарковочных мест. Маршруты в основном пройдут вдоль парковых зон города.

Власти решили не запрещать движение фур по МКАД. Однако в программе говорится о «совершенствовании логистики грузового транспорта с целью вывода значительной части грузопотоков за пределы МКАД». Численность грузового автопарка в городе планируется сократить с 330 тыс. сейчас до 240 тыс. в 2016-м году.

На организацию мероприятий по внедрению интеллектуальной транспортной системы до 2016 года столичные власти выделят не менее 24 млрд рублей. В рамках этих мероприятий чиновники рассчитывают оптимизировать организацию движения: изменить скорость движения (где-то повысить, а где-то понизить), установить «умные» светофоры (680 штук), на некоторых участках ввести реверсивное движение. За 2 млрд рублей будет создан единый Центр управления дорожным движения. Еще 7800 единиц транспорта оборудуют навигационной системой ГЛОНАСС. При этом число камер видеофиксации нарушений ПДД увеличится со 150 сейчас до 8500 единиц. К 2016 году ИТС охватит всю территорию Московского региона.