ТО прибрали частные руки

ТО отдали в частные руки

ИТАР-ТАСС
Госдума поддержала введение закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств», полностью передающего функции техосмотра от ГАИ коммерсантам. Эксперты опасаются массовых спекуляций со стороны частников.

Проект Федерального закона «Об обязательном техническом осмотре транспортных средств (ТО)» прошел первое чтение в Госдуме. Сегодня проведение техосмотра регламентируется постановлением правительства № 880 12-летней давности.

Помимо того что депутаты решили переименовать ТО из «государственного» в «обязательный», законопроект регламентирует передачу всех функций по проведению диагностики из ведения ГИБДД в руки коммерческих организаций. Также частники будут выдавать талоны ТО.

«ТО превратился в серьезную проблему для автомобилистов, что совсем не удивительно в условиях почти полной бесконтрольности должностных лиц, участвующих в организации и проведении техосмотра», — объясняют свое предложение авторы законопроекта.

По данным движения автомобилистов России, в 2006 году во всех городах — столицах федеральных округов более 63,3% автовладельцев уклоняются от официальной процедуры прохождения ТО, ссылаются на исследование депутаты.

«Водители, которые решаются пройти данную процедуру, сталкиваются с массой проблем, начиная с огромных очередей и зачастую необоснованных придирок к техническому состоянию автомобиля и заканчивая в большинстве случаев вымогательством в чуть более завуалированных формах, — заявил «Газете.Ru» один из авторов инициативы депутат Руслан Кондратов. — И самое главное: после такого «техосмотра» нет никаких гарантий, что на дороге будет использоваться действительно исправный и безопасный автомобиль, тем более что должностные лица, выдающие талон, никак не отвечают за последующее техническое состояние машины».

Проводить диагностику и выдавать талоны ТО будут центры обязательного технического осмотра. В качестве таких центров будут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от формы собственности, получившие в установленном порядке соответствующий аттестат.

Центры ТО будут базироваться в существующих автосервисах, где автовладельцы при прохождении их транспортным средством диагностики смогут также проводить необходимый ремонт автомобиля (сейчас такая возможность отсутствует).

Также водителям предоставят возможность выбирать центр для прохождения ТО вне зависимости от места регистрации транспортного средства и места жительства его владельца, а также конкретный месяц его прохождения.

Вместе с тем водители будут освобождены от необходимости представлять при прохождении ТО медицинскую справку и полис ОСАГО. Однако, кто и когда будет проверять эти документы, пока неясно.

Первый обязательный ТО будет проводиться в отношении всех новых авто. Легковые и грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой до 3,5 тонны младше семи лет должны будут проходить ТО каждые два года. Авто старше семи лет — ежегодно.

Стоимость проведения обязательного ТО определят сами автосервисы, однако «потолок» регламентирует отдельным постановлением кабинет министров.

Участники этого рынка будут не разрозненные частники, а объединенные саморегулируемые организации (СРО), которые будут работать в определенном правовом поле. «Этот союз несет ответственность за каждого члена, поэтому если автовладельцы если не удовлетворены работой центра, то смогут жаловаться в СРО», - пояснил «Газете.Ru» председатель межрегионального общественного объединения «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.

Правозащитники опасаются, что со стороны центров, которые будут не только проводить ТО, но и заниматься авторемонтом, начнутся массовые злоупотребления. «Вам обязательно скажут, что вы не пройдете техосмотр, пока не поменяете солнцезащитный козырек, потому что из-под него подтекает масло, не разбирающийся в машинах автовладелец согласится на все, потому что ему нужно получить талон техосмотра», — считает президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.

Также не до конца определена роль Госавтоинспекции в новой системе ТО. «Главная их задача при прохождении ТО — проверять, не числится ли в розыске автомобиль, не причастен ли он к преступлениям и не перебиты ли маркировочные обозначения, потому что так удается обнаружить до 90 процентов угнанных авто, — рассуждает Травин. — Автосервисом таких функций никто не доверит».

Гендиректор Союза «ТехЭксперт» Сергей Зайцев считает, что в основном ТО должны осуществлять центры, которые специализируются на проведении диагностики транспорта и несут материальную ответственность перед владельцем ТС. В настоящее время этим критериям соответствуют СРО.

«Приоритет надо отдавать тем организациям, которые выполняют только техосмотр, - сказал Сергей Зайцев «Газете.Ru». – Гарантировано навязывание дополнительных услуг, если автосервис, который занимается ремонтом, будет выдавать техталон – об этом свидетельствует международный опыт».

Однако законопроект предполагает, что аккредитацию может получить обычный автосервис, который не только будет диагностикой технического состояния авто, но и его ремонтом.

Между тем, в ряде западных стран не существует такого понятия как талон техосмотра. По мнению экспертов, эту функцию также можно упразднить в России. «Можно было бы у нас отменить и ввести ответственность для водителя, - рассуждает правозащитник Вячеслав Лысаков. - Если ДТП произошло по причине плохого технического состояния автомобиля, то автовладелец несет за это персональную ответственность».