Подписывайтесь на Газету.Ru в Telegram Публикуем там только самое важное и интересное!
Новые комментарии +

Автобизнес по-русски

автобизнес по-русски: не обманешь — не продашь

В редакцию «Газеты.Ru» обратился читатель, которого обманул автодилер. Продавцы машин сознательно вводят клиента в заблуждение, и поэтапно цена на машину вырастает, но покупателя вынуждают приобрести авто. Эксперты говорят, что такие случаи типичны и уголовно наказуемы.

За покупкой нового автомобиля Kia Ceed москвич Сергей отправился в салон автодилера Newmotors. На сайте компании седан с автоматической коробкой передач и объемом двигателя в 1,6 л предлагался за 565 тысяч рублей – одно из самых выгодных предложений на рынке. Прежде чем ехать в салон за машиной, Сергей навел справки о нем в интернете. Многочисленные негативные отзывы клиентов Newmotors читателя «Газеты.Ru» не остановили: полковник милиции в отставке был уверен, что его обмануть невозможно.

На пороге автосалона секретарь компании сообщил Сергею, что Kia Ceed на самом деле стоит дороже – 625 тысяч рублей. После того как менеджер показал клиенту машину, цена на седан поднялась во второй раз.

«Менеджер заявил, что машина продается только с дополнительным оборудованием и обойдется мне уже в 680 тысяч рублей», — вспоминает раздосадованный читатель. Представитель компании заверил покупателя, что это конечная цена, и предложил заключить договор о покупке машины.

Также менеджер потребовал внести предоплату в 20 тысяч рублей, после чего Сергей подписал документ. Как только продавцы получили роспись покупателя на бумаге, они объявили, что машина теперь стоит 748 тысяч рублей.

Ошеломленный клиент не поверил: в договоре по-прежнему была указана сумма в 680 тысяч рублей. Однако менеджер, уже постфактум, указал на пункт в договоре: «Торговая наценка составляет 10% от общей стоимости автомобиля с учетом дополнительного оборудования: 68 тысяч». «Я так понял, что эти проценты уже включены в стоимость, потому что в конце договора была указана прежняя цена в 680 тысяч», — рассказывает Сергей.

После этого клиент наотрез отказался покупать машину в салоне. Сотрудники компании, в свою очередь, спокойно предупредили, что внесенный залог в 20 тысяч рублей в таком случае остается у автодилера. «Я спросил, понимают ли они, что это мошенничество, — рассказывает покупатель. – Менеджер на это ответил, что в России так все работают – бизнес по-русски».

Однако подобное поэтапное увеличение цены и вымогательство незаконны, уверены эксперты, опрошенные «Газетой.Ru».

«Это типичная схема «кидания», — не удивился директор по развитию бизнеса информационного портала Auto-Dealer.ru Олег Дацкив. – Это, скорее всего, неофициальный «серый» дилер».

Несоответствие реальной цены стоимости, указанной на официальном сайте дилера, противоречит закону «О рекламе»: «Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара». Подобное рекламное шарлатанство – повод для проверки компании антимонопольной службой.

Товарная наценка, которую мелким шрифтом автодилеры прописывают в договорах, также незаконна. «В предмете договора должна быть указана реальная цена», — заявил «Газете.Ru» председатель Общества защиты прав потребителей Михаил Аншаков. Статья 432 Гражданского кодекса гласит, что «договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора». «Одно из существенных условий – стоимость не должна быть выведена в непонятные для потребителя формулы», — объясняет Аншаков.

Что касается удержания суммы за отказ от покупки, то это, по словам экспертов, уже попадает под действие уголовной статьи «мошенничество». «Это сознательный обман — и этим должен заниматься ОБЭП», — уверен Олег Дацкив.

Согласно статье 10 «О защите прав потребителей», информация о товарах, работах и услугах должна доводиться до потребителя в доступной форме. «Автодилер ввел клиента в заблуждение», — комментирует юрист Михаил Аншаков.

Статья 16 этого же закона дает основания для расторжения договора, который ущемляет права потребителя: клиент в любой момент может отказаться от такой покупки, компенсировав продавцу лишь расходы, которые компания понесла к моменту отказа. «Какие могут быть расходы, когда машину клиент даже не забирал? Разве что на бумагу, на которой напечатан договор, 10 копеек могут изъять, — рассуждает господин Аншаков. – Законных оснований у автосалона забрать деньги себе нет. В этих действиях есть признаки мошенничества».

Если автодилер отказывается вернуть деньги в полном объеме, то взыскать всю сумму можно только через суд; также компания должна будет компенсировать неустойку – 1% в день за неудовлетворение требований потребителя. С юрлица дополнительно будет взыскан моральный вред.

Однако зачастую на рынке работают фирмы-однодневки, с которых взыскать деньги практически невозможно.

«Пока потребитель судится, фирма может исчезнуть. И на том же месте будет работать, с тем же персоналом: вместо «Ромашки» появится «Ромашка+». Это может быть солидный с виду автосалон, с мощной рекламой, а на самом деле там каждые три месяца меняются юридические лица, — рассказывает Михаил Аншаков. –

Такой у нас автобизнес. Это очень широко распространено. Из Москвы и регионов к нам поступает очень много жалоб от потребителей».

На практике рядовые граждане остаются беззащитными перед алчностью автодилеров, разводят руками эксперты. «Нужно читать внимательно договор, в том числе мелкие приписки, и уточнять про каждый пункт, — рекомендует Олег Дацкив. — Также не советовал бы связываться с дилерами, которые зачастую предлагают очень низкие цены: это рассчитано на людей, которые падки на какие-то скидки и распродажи, но чудес в жизни не бывает».

В самом автосалоне Newmotors в грубой форме отказались от каких-либо комментариев «Газете.Ru».

«Очень эффективно действует на такие фирмочки антиреклама: они этого боятся больше, чем судебных разбирательств, — говорит Михаил Аншаков. — Советуем распространять информацию о недобросовестных автодилерах в интернете, через СМИ, на тематических форумах. Такие автодилеры очень болезненно реагируют на это».

Новости и материалы
Мэр Ялты Павленко покинула свой пост
Получивший тяжелую травму головы Кузьмин спецбортом доставлен в Москву
Назван гонорар Григория Лепса
Российские ученые создали бактерии, которые ярко светятся при загрязнении воды
Адвокаты Бакальчука назвали инцидент со стрельбой провокацией
Пленный офицер ВСУ рассказал, как российские солдаты спасли его от суицида
Депутат Рады Безуглая объяснила свой переход в комитет по внешней политике
ВСУ бросили немецкие танки на прорыв в Курской области
Врач рассказал, как избавиться от послеобеденной усталости
ВС России уничтожили две гаубицы М777 ВСУ
Boeing решил принять крайние меры из-за забастовки профсоюза механиков
Жигалова об участии в реалити «Звезды в джунглях»: «Очень боюсь смотреть эту программу»
Бывший легионер «Спартака» назвал РПЛ одной из сильнейших лиг Европы
Российский прапорщик кинул учебную гранату в казарму с кадетами
Стая агрессивных выдр набросилась на женщину во время пробежки и искусала ее
В полиции раскрыли подробности о ночных задержаниях в Тутаеве
Борис Джонсон призвал немедленно принять Украину в НАТО
Стало известно, сколько Кашпировский заработал на новых сеансах в России
Все новости