Слушать новости

Депутаты обезопасят Россию от иномарок

Сертификация бэушных автомобилей на таможне

Депутаты Госдумы предлагают изменить правила сертификации новых и подержанных автомобилей при ввозе на территорию России. Несмотря на отсутствие прямого запрета на ввоз праворульных «японцев» и машин из США с красными поворотниками, законопроект это косвенно предусматривает.

Депутаты-единороссы Олег Морозов и Николай Гончар внесли в Госдуму законопроект, ужесточающий требования по ввозу иномарок. Предполагается ограничить ввоз автомобилей, не соответствующих национальным стандартам России по безопасности. Прежде всего такие машины, по мнению депутатов, везут из стран, не являющихся членами Женевского соглашения 1958 года (Россия присоединилась в 1987 году), — США, Китая, Индии, Бразилии, Канады и Ирана. По мнению парламентариев, автомобили из этих стран представляют реальную угрозу на дорогах. «Автомобили с пробегом, ввозимые прежде всего из стран, не являющихся участниками Женевского соглашения 1958 года, не в полной мере соответствуют действующим российским требованиям пассивной (конструкции кузова и кабины, ремни безопасности и т. д.) и активной (тормозная система, освещение, шум, электромагнитная совместимость светотехники) безопасности, климатическим и другим нормам», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.

Для решения этой проблемы депутаты предлагают ввести обязательную сертификацию на границе как для новых машин, так и для бэушных, которые ввозят частники.

Сейчас у физических лиц при растаможке автомобиля проверяют только его соответствие экологическим нормам Евро-3. «Сейчас проходят одобрение по национальным нормам безопасности только машины, ввезенные крупными и мелкими партиями. Как правило, это юрлица, которые везут машины на продажу», — рассказывает доктор технических наук Сергей Мороз из НИИ автотранспорта. — Это происходит потому, что на таможне нет специалистов-автотранспортников, которые могли бы давать оценку безопасности каждого автомобиля». Специалист отмечает, что если юрлицу не удалось получить одобрение в сертификационной организации, то машина не будет ездить по дорогам России. Но к автомобилисту-частнику таких вопросов не возникает, и единственный контроль над его машиной — это техосмотр в ГИБДД. «Но там проверяют исправность технических систем машины, а не потенциальную опасность такой машины для дорожного движения», — поясняет Мороз. По данным депутатов, ежегодно на территорию России ввозится до 400 тыс. легковушек, грузовиков и автобусов, которые не соответствуют требованиям безопасности.

В Федеральной таможенной службе «Газете.Ru» рассказали, что пока ведомство не участвует в инициативе депутатов и никаких подготовительных мер в связи с этим на таможне не проводится.

«Если законопроект будет принят, скорее всего, проверкой соответствия национальных стандартов будет заниматься ГИБДД», — считают в таможенной службе.

Авторы законопроекта уверяют, что их идея никак не связана с борьбой с праворульными автомобилями. «Запрета на машины с правым рулем ни в коем случае нет. Здесь скорее речь о машинах, у которых светотехника, фары, зеркала не соответствуют требованиям безопасности дорожного движения», — говорит помощник депутата Морозова Юрий Босенко. Однако собеседник отметил, что у праворульных машин зачастую именно светотехника не соответствует требованиям безопасности. «Это связанно с тем, что фары праворульного автомобиля логичным образом «смотрят» не в сторону обочины, как принято в России, а на встречную полосу. Получается, что они слепят встречных автомобилистов, и это опасно для водителей», — говорит Мороз. По его словам, без перенастройки фар легально такая машина не может пройти ТО и сертификацию. Таким образом, хоть и косвенно, законопроект препятствует ввозу праворульных «японцев» и машин из США с красными поворотниками.

Эксперт не исключает, что с введением обязательного контроля перегонщики американских машин с красными поворотниками и праворульных японских машин могут попытаться вносить конструктивные изменения для того, чтобы ввезти их в Россию. «Но это вопрос стоимости. Возможно, сама переделка обойдется дороже, чем приобрести другой автомобиль», — заключил Мороз.

В Объединении автопроизводителей России (ОАР) все-таки убеждены, что поправки ориентированы на снижение ввоза праворульных машин.

«В 25-й статье закона «О безопасности дорожного движения» записано, что в России правостороннее дорожное движение и машины должны ему соответствовать. Никто этого не отменял», — говорит Игорь Коровкин, исполнительный директор ОАР.

Впрочем, он оговаривается, что изменение не должно запрещать эксплуатацию уже ввезенных машин.

Собеседник рассказал, что сейчас российские автокомпании поставлены в неравные условия с иностранной продукцией. «К примеру, из Китая везут машины с пробегом 50 км. Такая машина в России проходит таможню, как бэушная, и кроме 1-го требования по экологии к ней не предъявляются остальные требования по безопасности, которые проходят те же самые «КамАЗы», — рассказал Коровкин.

Лидер «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин считает, что такие изменения негативно отразятся на гражданах. «Если на праворульных машинах преимущественно ездят в Сибири и на Дальнем Востоке, то на американских машинах с красными поворотниками ездят по всей России», — говорит правозащитник.

Однако введение дополнительного препятствия на пути иномарок не сильно повлияет на сложившуюся ситуацию на авторынке. После повышения таможенных пошлин на ввоз иномарок объем импорта бэушных машин (данные «Автостата» за февраль 2009 года) упал до 0,6% от всего импорта машин. Решение о повышении пошлин формально принималось на 1 год, но ближе к декабрю правительство должно пересмотреть сроки действия этой меры.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть