Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

«АвтоВАЗ» проговорит детали

Конфликт «АвтоВАЗа» и поставщиков

,
Конфликт «АвтоВАЗа» и его поставщиков набирает обороты: компонентщики не могут ждать денег по полгода, завод настаивает, что денег у него нет. Для того, чтобы присмирить партнеров, автопроизводитель угрожает им судебными исками и банкротством.

В среду в 14.00 (мск) «АвтоВАЗ» проведет встречу с поставщиками для того, чтобы обсудить планы по текущей работе. Об этом «Газете.Ru» рассказали в пресс-службе компании. Таким образом автопроизводитель отреагировал на коллективное письмо, которое в его адрес направили более 20 крупных поставщиков компонентов еще 6 марта. В этом обращении компонентщики просили «АвтоВАЗ», чтобы тот пересмотрел схему расчета с ними. С декабря прошлого года 70% оплаты происходит по векселям и только 30% — это реальные деньги. По векселям «АвтоВАЗ» обещает выдавать деньги через 180 дней со дня выпуска бумаг. Однако такая форма оплаты многих не устраивает, так как расплачиваться со своими субпоставщиками векселями они не могут, а наличных средств им не хватает.

Первый сбой в работе завода произошел в начале февраля, когда сразу несколько ключевых поставщиков приостановили отгрузку деталей и конвейер встал. Тогда «АвтоВАЗ» пошел на уступки: выплатил часть денег и даже компенсировал кое-какие их потери. В начале марта отношения обострились с самым крупным поставщиком — группой СОК. Она поставляет на завод около 40% деталей. Когда и тут удалось договориться, в «АвтоВАЗ» обратились металлурги. С ними предварительно была достигнута договоренность об отсрочках в оплате.

Однако после того, как завод уже во второй раз пошел на уступку другим, остальные решили, что деньги в Тольятти на самом деле есть.

Чтобы подготовить «почву» для сегодняшней беседы, представители «АвтоВАЗа» накануне через агентства распространили информацию, что намерены через суд возвращать себе деньги и добиваться банкротства пяти из 9 заводов, принадлежащих СОКу. Причина — убытки, которые завод понес в связи с остановками поставок на «АвтоВАЗ» в начале месяца, из-за которых главный конвейер пришлось остановить на сутки. Ущерб на заводе оценили в 200 млн рублей. Впрочем, впоследствии в компании официально опровергли эту информацию.

На собрание поставщиков представителей компании СОК позвали одними из последних. «Вчера до шести вечера вообще никого не звали. Потом по факсу пришли приглашения главам наших заводов. Причем звали не представителей компании группы СОК, а именно руководителей заводов. Таким образом, видимо, была соблюдена формальность в отношении приглашенных», — считает начальник управления по связям с общественностью группы СОК Дмитрий Румянцев.

По его словам, жесткая позиция «АвтоВАЗа» в отношении поставщиков неоправданна.

«Мы работаем в одной упряжке с «АвтоВАЗом». Куда мы денем те детали, которые сейчас поставляем? Мы как никто заинтересованы в том, чтобы завод продолжал работать. При этом мы тоже терпим убытки от того, что завод начал работу не в январе, а в феврале. Завод сокращает объем производства», — пояснил он. В марте завод планирует выпустить 32 тыс. машин, а в апреле — 25 тыс. Это в два раза меньше, чем выпускается в обычном режиме.

По сведениям одного из источников «Газеты.Ru» в среде поставщиков, уже известно, что одним из ключевых вопросов повестки станет сокращение объемов закупок комплектующих, которое намерен произвести «АвтоВАЗ». По некоторым данным, речь идет о снижении в среднем в два раза. «Должно быть объявлено, что закупки будут производиться в меньшем объеме в ближайшие несколько месяцев. Как ситуация будет развиваться в дальнейшем, пока неясно», — говорит источник.

У «АвтоВАЗа» около 40 крупных поставщиков компонентов и еще несколько сотен небольших. Общий долг автопроизводителя перед ними составляет 10 млрд руб.

«В Тольятти все время говорят о том, что у них нет денег. Однако завод не предпринимает никаких действий, чтобы сократить издержки. За рубежом в компаниях начинают с реконструкции внутри компании. На ВАЗе все иначе. Здесь 42 вице-президента, у каждого оклад от 2,4 до 4 млн руб. Кроме того, есть штат сотрудников: секретарь, водитель, охрана. Завод тратит по 4,5 млн евро на организацию гонок. И это вместо того, чтобы хотя бы частично погасить задолженность перед своими партнерами», — рассказал один из участников автомобильной промышленности «Газете.Ru».

В «АвтоВАЗе» с поставщиками рассчитывают расплатиться, когда государство выделит ему субсидии в виде госгарантий. «Решение о том, что «АвтоВАЗ» получит 10 млрд в виде госгарантий, уже рассматривается. В ближайшее время производитель сможет воспользоваться этими средствами», — пояснил сотрудник по коммуникативным технологиям Минпромторга.

По мнению специалистов, «АвтоВАЗ» может позволить себе достаточно жесткую позицию в переговорах с поставщиками.

«Судя по динамике автомобильного рынка, «АвтоВАЗ» вполне может позволить себе простоять еще месяц, постепенно ликвидируя складские остатки, — заметил аналитик ИК «ФИНАМ» Константин Романов. — Другое дело, такой простой негативно отразится на целом ряде других отраслей, возможен рост социальной напряженности в таком регионе, как Самарская область. Так что если заводу и придется пойти на уступки, то только из этих соображений». Меж тем эксперт отмечает, что большинство производителей компонентов находятся даже в более сложном положении, чем «АвтоВАЗ». «У большинства нет особых вариантов — их бизнес, как правило, отличается низкой диверсификацией, остановка «АвтоВАЗа» может оказаться для многих производителей комплектующих фатальной», — замечает он. По мнению Романова, скорее всего, производитель попросит поставщиков об отсрочке до момента поступления кредитных ресурсов. «Нельзя исключать, что для стабилизации ситуации он сам (или через своих акционеров) будет готов выступить гарантом по кредитам для поставщиков комплектующих», — считает аналитик.

Новости и материалы
В Калининграде трое пассажиров набросились на кондуктора трамвая
Польша раскрыла гражданство «работающего на россиян» и напавшего на Волкова
Сильный ветер в Москве сохранится до конца пятницы
Фетисов рассказал, что бы сделал с главой МОК Бахом при встрече
Главный тренер «Динамо» раскритиковал российское пиво и нарвался на ответ
Бездомный кот самостоятельно посещает ветклинику на Сахалине
Силы ПВО сбили украинский беспилотник над Белгородской областью
Найден способ смягчить негативное влияние ожирения на мозг
Люди с сильными мышцами живут дольше остальных, выяснили ученые
Гаджиев о Дзюбе: это как с лекарствами — насколько польза от препарата превышает его вред
ЦАХАЛ атакует объекты «Хезболлы» на юге Ливана
У бывшего клуба Слуцкого стало -1 очко после наложения санкций со стороны лиги
В Подмосковье неизвестный напал с бутылкой на девушку и избил
ВС РФ нанесли удар по химзаводу в Днепропетровской области
Зеленский назвал союзникам в НАТО необходимое Украине количество систем Patriot
Попавший под арест россиянин отсудил компенсацию за неприятный запах в изоляторе
Названа основная ошибка Лички в работе с «Динамо»
Соседов пожаловался, что его «убрали» из телешоу «За гранью»
Все новости