На конец января назначены новые акции протеста против повышения пошлин на ввоз иномарок для поддержки отечественного автопрома. По словам главы московского отделения Федерации автомобилистов России Сергея Канаева, митинги пройдут 1 февраля в нескольких городах России, в том числе и в Москве, Хабаровске, Владивостоке. Сейчас правозащитники пытаются согласовать проведение протестных мероприятий с региональными властями. Сергей Канаев рассказал «Газете.Ru»: депутаты от фракции КПРФ встречались с организаторами протестных акций и готовы поддержать выступления недовольных граждан. «Коммунисты будут поддерживать автомобилистов, сейчас у людей настроение бодрое и боевое, и мы намерены добиваться своего цивилизованными способами», — рассказал Канаев.
Одновременно в руководстве «Единой России» было принято решение организовать встречные акции в поддержку правительственных мер.
Логика партийцев простая: если люди испытывают потребность выйти на улицы и отстаивать свои права, нужно вывести их под своими знаменами. Так правящей партии удастся отвести удар от себя и руководства страны.
По сведениям газеты «Коммерсантъ», один из главных идеологов партии, первый заместитель главы кремлевской администрации Владислав Сурков призвал уличными акциями поддержать «правильные решения правительства». К этой мере единороссы прибегают не впервые. Сразу после подписания постановления с новыми тарифными ставками на ведущих российских заводах «АвтоВАЗ», ГАЗ и УАЗ такие митинги уже проводились.
Людей выстраивали колоннами прямо в цехах с плакатами «Развалишь автопром — не наплачешься потом» и «Правительство, мы с тобой». Для организации уличных митингов также, скорее всего, будут привлекать рабочих.
При этом официальная позиция профлидеров отечественного атвопрома совпадает с мнением руководства страны. Председатель центрального комитета Профсоюза работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения (куда входят профсоюзы большинства отечественных автокомпаний) Андрей Фефелов убежден, что рвение единороссов вполне совпадает с желаниями работников автопрома. «В принципе, профсоюзные организации первыми решили поддержать свои предприятия, и партийцы в этом случае решили присоединиться к рабочим», — говорит Фефелов. Он заметил, что в условиях кризиса нужно защитить нашу автопромышленность и рабочие, скорее всего, положительно отреагируют на очередную инициативу.
Однако председатель профкома альтернативного профсоюза «АвтоВАЗа» «Единство» Петр Золотарев уверен: решение об участии в подобных мероприятиях не будет зависеть от персональной позиции рабочих.
«Сейчас на заводе деньги выплачивают, и вроде все хорошо, но дальнейшая ситуация представляется неопределенной в связи с падением покупательной способности граждан», — заметил Злотарев. — Вполне возможно, что для поддержки рабочих освободят от работы и в так называемом добровольно-принудительном порядке выведут на митинги». На ТагАЗе также не исключают, что рабочие примут участие в мероприятиях единороссов, но уже из личных побуждений. «Это возможно, потому что сейчас ситуация нестабильная и чисто по-бытовому люди вполне могут поддержать меры, направленные на защиту их работодателя. В любом случае здесь нет никакого принуждения со стороны завода», — полагает лидер профсоюза Алексей Цивенко.
Иная ситуации на заводе Ford во Всеволожске. Здесь больше шансов, что рабочие не примут участия в госмероприятиях. «В нормах нашей организации записано, что мы независимая, неподконтрольная организация и к партиям не принадлежим», — заметил лидер профсоюза Алексей Этманов. Впрочем, профактивист пояснил: пока решение об этом не принято, и теоретически участие возможно, если члены профсоюза проголосуют за. «Я лично не пойду, а если другие захотят — это их дело. В любом случае будут решать рабочие — члены профсоюза. Но, скорее всего, принятие положительного решения маловероятно», — уверен Этманов.
Генеральный инспектор труда объединения профсоюзов России «Соцпроф» Сергей Храмов убежден: подобные инициативы политиков весьма опасны.
По его словам, ситуация на заводах сейчас крайне напряженная. «Предприятия работают лишь два-три дня в неделю. Зарплаты низкие, и об их повышении никто теперь даже не говорит. В таких условиях добровольно выйти в защиту действий правительства никто не захочет», — замечает он.
Между тем Храмов не исключает, что по российским регионам действительно могут пройти акции, но людей на них выведут руководители автопредприятий в рабочем порядке. «Это будут так называемые директорские забастовки, в которых инициаторами являются не сами рабочие и профлидеры, а руководители цехов и администрация заводов», — пояснил он.
Более суровы в оценке действий партии власти правозащитники. «Бессмысленное сталкивание лбом граждан не приведет ни к чему хорошему. Нужно вести диалог с людьми и находить диалог с обществом, а иначе возникнут такие народные волнения, которых боятся даже оппозиционные организации», — считает исполнительный директор общероссийского движения «За права человека» Лев Понамарев. По его словам, выступления не прекратятся, а недовольство граждан усилится, и их избиения ОМОНом, которые произошли во Владивостоке, будут только усиливать конфликт. «Опыт показывает, что это только приведет к эскалации напряженности, которая неизвестно чем разрядится», — сказал Понамарев.