Иномарки сели на «железку»

Иномарки будут возить по Транссибу

Елена Ходякова 26.09.2008, 16:22
ИТАР-ТАСС

С октября иномарки будут привозить в автосалоны с Востока по Транссибирской железной дороге. Для японских моделей новый маршрут стал в два раза быстрее прежнего, но не экономнее. По словам автопроизводителей, машины, которые будут доставляться в страну таким образом, не станут дешевле.

У автопроизводителей появился новый способ существенно урезать очереди на свои модели. Долгое ожидание новой машины беспокоит многих автомобилистов и остаётся одной из наиболее болезненных проблем для российских дилеров. Причина очередей – недостаточные квоты производителя для России и долгий путь от места производства до покупателя.

С октября новые японские иномарки начнут переправлять по рельсам.

В следующую среду, 1 октября, в Зарубино (Россия, Дальний Восток) из Японии прибудут по морю первые 300 автомобилей Mazda 3. Оттуда их погрузят в железнодорожные вагоны, и уже через 10 дней машины доедут до покупателей в Москве. Еженедельно в Россию по Транссибирской железнодорожной магистрали будут переправлять по 900 автомобилей.

Такой способ перевозки позволит сократить время доставки машин на 30 дней, подсчитали в компании. «Организация такого способа доставки машин по Транссибу – ответ Mazda тем автопроизводителям, которые объявили о том, что будут строить в России свои заводы», — заметила специалист представительства Mazda в России Мария Магуайр.

Цель автомобильных заводов, которые строятся на территории страны, сократить время доставки машин покупателям. «Для Mazda строить российский завод нерентабельно. Чтобы такой проект окупился, компания должна выпускать не менее 300 тыс. машин ежегодно. Причем это должны быть машины, сделанные на одной платформе, например – только Mazda 3», — пояснила менеджер. Между тем, в 2008 году компания планирует продать в России всего 80 тыс. машин. Для того чтобы наращивать объемы продаж в стране, необходимо придумать способ борьбы с очередями. По данным компании, сейчас в среднем «трешку» нужно ждать около трех месяцев. На эту модель приходится почти половина всех продаж. Чтобы купить Mazda 2 в некоторых салонах, покупатели стоят в очереди около года.

Причем даже когда все российские автопроизводства выйдут на полную мощность, проблема нехватки машин не будет решена. Даже если сбудутся самые позитивные прогнозы экспертов (данные PricewaterCoopers), к 2015 году в России будет собираться около 3,5 млн машин. А объем продаж к этому моменту составит около 6 млн машин. Проблемы с доставкой машин существуют не только у Mazda.

На длинные очереди жалуются в дилерских центрах Nissan, Honda и Toyota.

Большинство автомобилей прибывают в Россию из Финляндии. Сюда они приходят по морю, дальше перемещаются на автовозах. Передвижение по железным дорогам всегда было дороже и потому менее востребовано. По «железке» перемещается лишь небольшое число машин, а также около пятой части отечественных «ВАЗов» передвигаются по России и за ее пределами по железнодорожным путям. По признанию железнодорожников, дело в том, что такой способ до сих пор был дороже, чем при помощи фур. Однако теперь, когда перевозчики получили льготы от государства, стоимость перевозки стала примерно той же. Железнодорожные перевозки из Финляндии набирают обороты, но по-прежнему составляют лишь малую часть от общей доли импорта. В результате машины регулярно тонут в море. А водители фур едут достаточно долго – по европейскому законодательству каждые шесть часов они должны на час глушить автомобили и отдыхать.

Безопасность железнодорожных перевозок обеспечивается несколькими путями. Для машин используются полностью закрытые вагоны. Их сопровождает вооруженная охрана. При этом поезда едут практически без задержек – составы делают всего несколько остановок для замены локомотива.

«В настоящий момент мы ведем переговоры с несколькими автопроизводителями. Часть намерена начать перевозку своих машин по железной дороге из Финляндии. Другим компаниям, в первую очередь японским и китайским, интересно организовать поставки машин по Транссибирской железной дороге», — заметила директор по маркетингу ОАО «РейлТрансАвто» Екатерина Кульбака. Некоторые компании специально не строят свои заводы в других странах, считая, что только у себя на родине они могут добиться должного качества. По ее словам, железнодорожная перевозка интересует и тех производителей, которые планируют строить собственные заводы в России. «Такие компании хотят импортировать те модели, которые они не будут собирать на территории страны», — пояснила она.