Водителей урезали в правах

Гаишники Москвы не выдают пластиковые права

ИТАР-ТАСС
В Москве ГАИ прекращает выдачу пластиковых водительских удостоверений, вместо этого автомобилистам оставляют только права старого образца. По информации «Газеты.Ru», начальство ГАИ города отдало соответствующее распоряжение после критики в СМИ за незаконное взимание 350–500 рублей за выдачу пластиковых карточек. Правозащитники уверены: до введения новых водительских удостоверений в 2009 году автомобилисты будут получать только старые бумажные права.

Как стало известно «Газете.Ru», столичная Госавтоинспекция прекращает выдачу пластиковых карточек водительских удостоверений (размером 54x86 мм), вместо них теперь водителям предлагают получить права старого образца – бумажные, но ламинированные. У москвичей уже возникли неудобства в столичных МОТОТРЭР. «В нашем отделе ГИБДД появилась надпись: «С 16 сентября в Москве приостанавливается выдача водительских удостоверений образца №2». В результате всем, пришедшим обменивать старые права или получать их впервые после сдачи экзаменов, выдавали только бумажное водительское удостоверение, так называемый образец №1. Мало того, что права образца №1 неудобные, так еще и фотографироваться понадобилось бегать — на пластик-то прямо в ГАИ фотографировали», — написал в своем блоге пользователь под именем Росбалт.

В ГИБДД России официально не признают этот факт.

«Никто таких указаний не давал, и вы можете их получить», — пояснила «Газете.Ru» сотрудник пресс-службы ГАИ России Алена Ярошенко. Однако в ГАИ Москвы подтвердили, что проблемы с выдачей пластиковых карточек есть, но они временные. «Мы пока не выдаем пластиковые права, обозначающиеся в ГАИ, как образец №2, по техническим причинам – необходимо закупить и установить новое оборудование, а пока те, кому нужны водительские удостоверения, могут получить права старого образца (образец №1). Поставки пластиковых карточек в отделы ГАИ возобновятся через 1–2 недели», — прокомментировала руководитель пресс-службы ГАИ города Марина Васильева.

Несмотря на официальные заверения Госавтоинспекции, источник «Газеты.Ru» в ГАИ города рассказал, что в действительности причина случившегося совсем иная. «Выдача этих прав прекращается на неопределенный период.

Это вызвано тем, что ГАИ упрекают якобы в незаконном взимании 350–500 рублей с водителей за изготовление пластиковой карточки водительского удостоверения», — рассказал инспектор в ГАИ Москвы.

Собеседник также пояснил, что по закону ГАИ действительно не имеет права взимать эти деньги. Это запретили делать еще в 2005 году с помощью новой редакции налогового кодекса, которая определила, что с водителей за изготовление прав можно получать только госпошлину в размере 100 рублей за образец №1 и 200 рублей за образец №2.

Однако, по словам инспектора, законодатели при этом не разъяснили гаишникам, какое ведомство должно оплачивать расходы, ведь в бюджет ГИБДД не добавили дополнительного финансирования. Поэтому гаишники незаконно заставляли водителей самостоятельно оплачивать изготовление прав по образцу №2. Деньги за это перечислялись по квитанции, выданной в ГАИ на счета коммерческих фирм. Эти организации, получив лицензию на производство спецпродукции, изготовляли пластиковые карточки, а также предоставляли в отделения ГИБДД персонал, который фотографировал водителей, желающих получить пластиковые права.

«После публикаций в СМИ и выступлений правозащитников против оплаты стоимости изготовления пластиковой карточки коммерсантам начальство решило прекратить выдачу этих прав», — рассказал собеседник, впрочем, не раскрыв, кто именно отдал такое указание.

Основным поставщиком спецпродукции по образцу №2 для Москвы является ЗАО «Красногорский завод Зенит-Техсервис». Именно его реквизиты значатся в большинстве квитанций на оплату стоимости изготовления пластикового водительского удостоверения. На самом заводе «Газете.Ru» не смогли ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о прекращении поставок пластиковых карт в отделения ГАИ.

Правозащитники уверены, что ГИБДД просто не хочет брать на себя расходы по изготовлению пластиковых прав. «Законом четко и однозначно не прописано, кто должен финансировать их изготовление, поэтому ГАИ решило проблему скинуть себя и не выдавать эти права», — говорит лидер движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков. По его словам, примерно в 2009 году Россия должна перейти на выдачу автомобильных прав, которые соответствуют международным конвенциям и будут действительны в других государствах. Правозащитник не исключает, что это процесс перехода может затянуться, а гаишники просто оставят автомобилистов со старыми, бумажными правами.