Пенсионный советник

Купите птичку

Thunderbird

Александр Андриевский 16.08.2008, 16:00

Ford-Thunderbird — один из главных американских автокультов, перелетающий из фильма в фильм. Что же это за птица?

Из фильма в фильм перелетает длинная открытая американская машина Ford-Thunderbird. Такое постоянство — явное свидетельство культа. Тем более что машине выпало играть у таких знаменосцев Голливуда, как Дэвид Линч («Дикие сердцем») и Ридли Скотт («Тельма и Луиза»). Николас Кейдж после «Диких сердцем» так «запал» на эту машину, что до сих пор имеет несколько экземпляров в своем знаменитом гараже. В «Тельме и Луизе» T-bird (так сокращенно прозвали Thunderbird) и вовсе отводится роль не то катафалка, не то челнока в небо, на котором Сьюзан Сарандон и Джина Дэвис сначала колесят по Штатам, а потом прыгают в Гранд Каньон.

Пришествие машины было и вправду эффектным.

Будучи презентованной в сентябре 1954 года, она тут же обрела 16 000 заказчиков, хотя предполагалось выпустить всего 10 тысяч машин. Несколько менее патриотичной выглядит легенда появления концепции. Согласно ей, машина родилась из цоканья языками двух топ-менеджеров Ford по адреску нового «Ягуара». Смысл диалога сводился к простому: «Нам бы такую». Jaguar, как и английские авто в целом, тогда просто покорил Америку. Впрочем, скорее всего, основную роль сыграл все же Chevrolet Corvette, на разработку которого решился Харли Эрл из «Дженерал моторс». То тоже было двухместное авто. Новой идее вскоре придумали название «Громовая птица» — Thunder Bird, что, значит, вовсе не буревестник.

Характерные черты первенца «птичьей серии» выглядели так. Очень низкий дорожный просвет и прикрытые ниши задних колес. Впечатление, будто кузов осел и волочится по земле. Собственно, это был стиль фордовских Mercury, очень популярный у американских юнцов конца сороковых.

Стелиться по земле было тогда модно.

Некая спортивная динамичность в наклоне крыши и арок передних фар. Естественно, эффект «вытянутости», поскольку авто — двухместное. В остальном это был обычный представитель крылатого стиля с оглядкой на тетку-Европу. Для машины был взят один из V8, разработанных Ford motor под обычные серийные авто. Движок мощностью в 205 л. с. разгонял машину до 160 км/ч. Коробка передач была на выбор: синхронизированной или автоматической.

Продавалась машина не как спорткар, а как прогулочно-представительский автомобиль для индивидуальных выездов на каждый день. В этом смысле ни шасси, ни двигатель никакого значения не имели: машина была создана для того, чтобы тихо шуршать по гравию пригородов на глазах у возбужденных соседей. Чтобы томно складывать верх крыши легким нажатием на клавиши. Чтобы показывать себя со всех ракурсов, для чего все родстеры (если честно) и существуют. Многие, особенно в Ford, были искренне уверены, что этой моделью они изобрели новую нишу на американском рынке — нишу «водительских» авто Luxury.

Luxury — потому что длинная, богатая и двухместная, да ещё с «восьмеркой».

Конечно, это чушь. Авто подобного класса широко строили на рубеже двадцатых--тридцатых Auburn, Cord, Deusenberg и другие — фирмы, которых благополучно сгубили депрессия и консерватизм. Так, к середине пятидесятых в Америке осталось всего три--пять серьезных национальных игроков на авторынке: GM, Ford, Chrysler, American motors и Studebacker-Packard. И они в основном держались проверенных ниш, так что эксперимент с Thunderbird, как и эксперимент с Corvette, казались чем-то новаторским. К слову, будущий министр обороны Макнамара тогда считал, что, несмотря на успех, «ниша» у машины слишком узкая. В итоге в Thunderbird II появился второй ряд сидений, так что можно было катать ещё и домочадцев.

Вообще-то вся эта история с Luxury была чистым блефом, благо машина под маркой Ford по всем понятиям «люксом» быть не должна. С другой стороны, в Ford-motor ставили на молодых, которые недавно поднялись и «Фордами» не брезговали.

«Птичью» концепцию, переставляя шильдики, радиаторы и двигатели, в Ford успешно вели с перерывами вплоть до 90-х гг., но это совсем другая история. А вот одно крупное последствие T-bird получил сразу же в шестидесятых. Как вспоминал легендарный топ-менеджер Ли Якокка, на концепцию архиуспешного Ford-Mustang его натолкнула гора писем от клиентов, которые очень расстроились решением Ford прекратить выпуск «ти-бёрдов». Вскоре американцы получили новую «машину для двоих». В том же, что касается luxury, у T-bird эстафету приняли Lincoln, Contintal и Mercury.

Если верить кинопритче «Тельма и Луиза», T-bird 1966 года вспорхнул со скалы в вечность от земных печалей. Переводя с мифологического на земной – «птичка» перешла в более высокую ценовую категорию.