Скверный детектив

История марки Avanti

Александр Андриевский 12.07.2008, 16:12

В мае 2008 года в очередной раз скончалась независимая марка американских автомобилей Avanti. Ее уход сопровождали погони агентов ФБР, федеральный розыск и судебные иски на суммы в несколько миллионов долларов.

Немного найдется автомобильных марок, которые бы уходили на покой с таким беспокойством. На этот раз финал сопровождался агентами ФБР, идущими по следу, и наконец, торжественно схватывающими автомобильного магната, федеральным розыском, многостраничными обвинениями в финансовых махинациях на суммы в шесть нулей. И все из-за автомарки, под которой в год строилось от силы пара сотен машин.

Остается предположить, что дело в магии марки Avanti, которой на роду было написано быть не как все от первого до последнего «чиха» двигателя.

Avanti возрождалась уже раза четыре-пять. Начать стоит с того, что она родилась на «костях» легендарной марки Studebacker. Сотрудничавший с фирмой в 50-х годах Раймонд Лоуи, один из отцов дизайн-революции, перевернувшей мир, взялся и придумать спорткар на каждый день, по-европейски стильный, но по-американски доступный. Речь шла о массовом производстве автомобиля с кузовом из стеклопластика. Мало того, это выходил самый быстрый серийный автомобилем из всех выпускавшихся в Америке.

Благодаря аэродинамическому легкому кузову и «заряженному» двигателю спорткар мог развивать скорость до 250 км/ч. Машину построили, первым ее испытал сам Лоуи. Она оказалась дороже, чем ожидали, но будь у Studebacker время это можно было бы исправить (вскоре подобная же концепция, реализованная на более простом Mustang дала феерический эффект). Но времени не было, и старейшая фирма закрыла автопроизводство в 1964 г. Америка тогда зажигала, так что такие мелочи никто и не замечал, но для маленького Саут-Бенда завод Studebacker был, что АвтоВАЗ для Тольятти. Немудрено, что, когда дилер Натан Альтман взялся реанимировать хотя бы Avanti на его сторону встал весь город. Даже местный банк дал под это безумие кредит – в такие минуты в голливудских фильмах от умиленья пускают скупую мужскую слезу.

Альтман вспоминал: когда он явился к вице-президенту Studebacker с предложением о работе, тот поволок его к выходу, дабы спустить с лестницы, но по пути передумал и на следующий день он уже работал у него. Старикам-разбойникам удалось разжиться двигателями от Chevrolet Corvette (кстати, спасибо General Motors), и чуть переделав под них кузов, запустить таки проект Avanti II. В их фирму пришли мастера опытно-конструкторских отделов, так что авто получалось «ручной выделки» и следующие два десятка лет Avanti II шло по цене Cadillac.

Лоуи дальновидно придал Avanti довольно курьезные угловатые черты, так что и в 70-80-х гг авто смотрелось богемно.

Фирма разорилась лишь во время общего мора в автопроме в 80-х гг, но некий Майкл Келли тут же возродил ее. Его усилиями в конце 90-х гг. в серию пошли четырехдверный седан и купе с удлиненной базой. Двигатели стали приобретать у Ford Motor Company.

Потом фирма ещё раз умерла и снова воскресла усилиями Майкла Келли и двух стареющих топ-менеджеров, с озорством мальчишек взявшихся за автопроизводство. Они возродили марку уже в Атланте, а дизайнер Том Келлог, участвовавший в первой команде Лоуи, создавшей облик авто, помог с рестайлингом. К началу нулевых из примерно 8 тыс. выпущенных Avanti - 6 тыс. были на ходу. Несколько лет назад фирма представила концепт внедорожника XUV, напугавший General Motors сходством с Hummer. XUV под маркой Studebacker-Avanti планировалось выпускать по 1000 штук, но GM подали в суд и фирму закрыли. Вскоре спасаясь от судов Келли и компания переместили свое производство в курортный Канкун (Мексика). Подобным образом перебрался в Бразилию в 40-х гг. независимый автопроизводитель Престон Такер, которому запретили заниматься авто в США. Там на новых площадях развернулся выпуск кабриолетов и купе Avanti и прошла бурная презентация.

Вскоре несгибаемых достали и там. Келли обвинили в «серой» схеме финансирования, приписали ему махинации на $ 400 млн и дали в розыск. Его нашли во Флориде. По последним данным, находящемуся под арестом Келли 9 мая 2008 года судом Чикаго были предъявлены дополнительные обвинения в незаконном получении более $ 7 млн от одной из гостиничных сетей. С этого дня завод в Мексике было официально закрыт.

Можно было бы поверить, что в Avanti сплошь жулики и бандиты, если бы не одно странное совпадение: уважаемая Security & Exchange Commision (финансовая спецслужба США) регулярно успевает отметиться в травле крупных независимых предприятий. Как в сороковых годах, в случае с компанией Престона Такера. Как в случае с авиабизнесом Говарда Хьюза, что было живописно показано в фильме «Авиатор». Возможно, как говорил, один киногерой здесь нечестно играют. Правда, до сих пор марка возрождалась словно феникс. Кто знает, что ждет ее дальше.