Пенсионный советник

Штрафников замкнут в сети

ГАИ будет следить за уплатой штрафов через сеть

Елена Ходякова 18.03.2008, 21:14

В России может появиться единая межведомственная система мониторинга уплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения. Однако правозащитники считают, что нововведение не заставит водителей оплачивать штрафы.

О создании единой межведомственной системы мониторинга уплаты штрафов за нарушения правил дорожного движения сообщил директор Федеральной службы судебных приставов (ФССП) Николай Винниченко, передает «Интерфакс». «Органы безопасности дорожного движения решают вопрос по созданию на уровне взаимодействия между ведомствами единой системы мониторинга уплаты штрафных санкций, которые накладывает ГИБДД», — сказал Николай Винниченко во вторник на пресс-конференции в Москве.

Всего в Федеральную службу судебных приставов в прошлом году пришло около 10 млн исполнительных документов из ГАИ, рассказали в пресс-службе ведомства. По данным ГАИ, число неплательщиков еще выше — около 28 млн водителей.

«За прошлый год было зафиксировано около 50 млн нарушений. Из них более 90% — это штрафы. При этом только 62% водителей дошли до сберкасс, чтобы заплатить за свои нарушения», — заметил заместитель главы ГАИ России Владимир Кузин. По данным агентства «Автостат», речь идет примерно о $1 млрд штрафных денег.

Как пояснили в ФССП, новая система будет разработана для того, чтобы сотрудники ведомств работали более эффективно, не теряя сил впустую. «До января 2008 года водители должны были сами следить за тем, чтобы их штрафы были погашены: приносить в ГАИ оплаченные квитанции, чтобы там меняли статус записи в базе данных на «оплачено», — заметил пресс-секретарь Федеральной службы судебных приставов Игорь Комиссаров. Если водители не приносили квитанций об оплате наряду с решениями судов, такие акты попадали в службу судебных приставов. Начиналось делопроизводство. Приставы отправляли водителям уведомления, звонили по телефонам, вызывали к себе. Затем люди приходили к приставам, приносили оплаченную квитанцию, и на этом все кончалось. По этой схеме приставам приходилось работать впустую».

С 1 января сотрудники Госавтоинспекции должны самостоятельно отслеживать, заплатил ли нарушитель штраф в сберкассу. Кузин признал, что сейчас сбор необходимой информации происходит тяжело. «Для того чтобы понять, кто оплатил штраф, а кто нет, инспекторы на местах должны обращаться в местные отделения казначейства. Хорошо, если информацию могут переслать в электронном виде. Куда чаще данные оказываются на бумаге», — пояснил он. По его словам, на данном этапе уже отправлено поручение в Мининформсвязи, с тем чтобы в рамках программы «Электронная Россия» была сделана такая система, которая могла бы «замкнуть цикл», передавать информацию из кассы в базу данных ГИБДД о нарушителях, которые уплатили штрафы. Однако он затруднился назвать сроки, когда электронная система может заработать.

Правозащитники считают, что нововведение не поможет решить проблем неуплаты штрафов в целом.

«Пока созданием системы контроля за выплатой штрафов занимается несколько ведомств одновременно, говорить о результативности такой работы не приходится», — заметил президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. По его словам, над модернизацией системы штрафов необходимо работать централизованно и куда более детально. «Должна быть полностью переработана сама система выплаты штрафов. Уверяю вас, если бы оплатить штраф было так же просто, как, скажем, оплатить телефон, тех, кто не платит штрафы, было бы намного меньше. Сегодня система оплаты штрафов настолько громоздкая и перегруженная формальностями, что люди хотели бы оплачивать штрафы, но делать этого просто не в силах. По нашим данным, около 40% автомобилистов хотели бы платить штрафы, но не могут. Люди просто не успевают простаивать в очередях в сберкассах и переписывать реквизиты с квитанции», — замечает правозащитник.