Подпишитесь на оповещения
от Газеты.Ru
Дополнительно подписаться
на сообщения раздела СПОРТ
Отклонить
Подписаться
Получать сообщения
раздела Спорт

Автомобиль во фраке

История Duesenberg

Александр Андриевский 19.01.2008, 12:27

Все новое — это хорошо забытое старое. Истина вполне справедливая и для черно-белых фильмов 20-х годов, и для автомобильной марки Duesenberg, которая готовится к своей второй жизни.

Было время, когда настоящий голливудский герой мог быть исключительно крепким стройным мужчиной с правильными чертами лица. Таким, как секс-символ кино тридцатых Кларк Гейбл из «Унесенных ветром» или главный ковбой тех времен Гэри Купер. Справедливости ради, кроме бриолина в волосах в них действительно было что-то настоящее. Кстати, оба эталонных героя ездили на кабриолетах Duesenberg, таких же надежных и правильных, как настоящий голливудский киногерой.

Братья Август и Фридрих-Самюэль были братьями-немцами с серьезными намерениями. Немцев с таковыми намерениями в родном германском автопроме было уже в переизбытке, а вот американский рынок законно казался краем непуганых идиотов. Впечатления не обманули: надежная конструкция от Дюзенбергов позволила в 1914 году Эдди Риккенбакеру (в будущем летчику-асу Первой мировой и главе одной из автофирм) прийти 10-м на легендарном Индианаполисе-500. Если учесть что Duesenberg Automobile была основана за год до того, в 1913 г., все шло совсем неплохо.

Серьезная работа над собой и, как награда, серия триумфов Duesenberg в Индианаполисе в 1925, 1926, 1927 годах в гонке, в которой ненадежные машины просто не выживают.

То же можно сказать и о гонке в Ле-Мане, в которой эта марка стала первой американкой победительницей. Образ Duesenberg в 20-х годах сформировался вполне четко: как правило, родстер с кузовом строгих правил на безукоризненном шасси, с характерным вытянутым под рядный двигатель капотом и бусинами фар. Солидно, мощно, скоро. Обязательно техническое совершенство — к слову, Duesenberg были одними из пионеров гидравлических тормозов. Правда, если с гонками все задалось, то модные попытки массового производства решительно не хотели себя окупать.

После ряда мытарств фирма в 1926 году перешла под контроль легендарному Эверетту Лобану Корду, который сформировал группу из марок Cord, Duesenberg и Auburn. Братья фактически остались при Duesenberg, Корд не убил марку, а лишь придал ей некий вектор нестандартности. Он сделал ставку на таланты братьев как на залог разработки нового сверхсовершенного шасси при сверхсовершенном двигателе.

Таковой и стала «Модель J» 1928 года, чьи спортивные версии SJ разгонялись до сотни за 8 секунд, а далее доставали до планки в 225 км/ч.

С кордовским влиянием новые кузова родстеров Duesy (молва подарила Duesenberg собственное уменьшительное) смотрелись более экстравагантно, чем консервативно. Крыша вжалась в «тело», подчеркивая стремительность. Хитросплетения кузовов Deusy — дело запутанное, благо многое строилось на заказ, но особую породу «супердюзенбергов» — с заряженными двигателями — можно было выделить по хромированным трубкам на боку — дизайнерскому ноу-хау, запатентованному Кордом и использованному и на Cord 810. Отдельные модели перекрывали скорость в 245 км/ч, и, по словам самого Корда, с Duesenberg мог соперничать только другой Duesenberg.

Последним «па» фирмы была попытка запустить машину с двигателем, доведенным до 400 л. с.

На самом деле Deusenberg и при Корде не вышел из скольжения по краю — с началом Великой депрессии рынок родстеров резко сократился. Дело пока спасал финансовый гений Корда, но в 1937 г. предприниматель был окончательно примят госмашиной. Он покинул страну, а его бизнес прервался.
Лучшим залогом качества и прижизненного признания «Дюзенбергов» служит то, что они до сих пор сохранились во всевозможных коллекциях, что нисколько не уронило их цены. Их ценили тогда, их ценили сейчас. Совсем недавно Deusenberg 1936 года с интерьерами в стиле ар-деко, сделанный для кинодивы Мэй Уэст, но так и не использованный ею, ушел за $4,4 млн. Совсем неплохо для машины, выпущенной в количестве 36 штук.

Как и любая приличная марка luxury, Deusenberg неоднократно попадал в руки реаниматорам. Сразу после войны это был один из братьев Дюзенбергов — Август. Через полтора десятка лет сын Августа Фриц предпринял такую попытку совместно с Вирджилом Экснером, известным дизайнером Chrysler.

Наконец, совсем недавно о триумфальном возвращении Duesenberg (да ещё с новаторским 300-сильным 12-цилиндровым двигателем, водруженным на шасси от «Мерседеса») объявила потомственная дизайн-звезда Джефф Тиг.

Машина ожидается в 2008-м, одна беда его: Duesenberg очень уж похож на Maybach Exelero, хотя, скорее всего, не нарочно. Впрочем, сам факт, что и в нулевые годы к Duesenberg обращаются вновь и вновь, символичен. Это как с хорошим черно-белым кино, к которому возвращаются вновь. Не только пересматривают, но и перекрашивают...