Говорили, что неожиданный выпад Porsche был вызван происками не то каких-то арабов, не то американских армян, положивших глаз на Volkswagen. Действовавший в Германии архаичный «закон о «Фольксвагене», запрещавший владеть более чем 20% акций концерна одной структуре и тем препятствовавший враждебному захвату, должны были вот-вот отменить, и, чтобы де сохранить свои позиции в VW, в Porsche решили действовать на опережение. Можно было бы резюмировать, что «темным» восточным силам, явно придется искать счастья вне промышленных «угодий» германской элиты. Но сегодня у VW нарисовался ещё один покупатель: по данным «Финмаркета», 20% акций VW намерен приобрести... DaimlerChrysler. Переговоры якобы уже ведутся на уровне руководства концернов, и флагман германской автомощи DC готов обменятьcя с руководством VW пакетами акций, т. е. привлечь «народных автомобилистов» к участию в собственном капитале.
Но пока 10% акций VW приобрел Porsche, а 5% давно в распоряжении концерна. Половина плана уже реализована. «Поршевцы» клянутся, что и не думают проглатывать Volkswagen целиком. Кстати, им это и не нужно: в «конфигурации» VW приобретенные 20% дают серьезные блокирующие возможности и, вероятно, могут защитить кооперацию c VW, дающую весомую долю продаж Porsche.
Фондовый рынок уже задергался в сомнениях: акции Porsche и VW пошли сначала вверх, потом вниз... Речь ни много ни мало об одной из самых высокорентабельных автомобильных компаний в мире (по данным Bloomberg, фирма имела по результатам прошлого года самое высокое отношение операционной прибыли к валовой выручке среди автокомпаний — 16%) и об одном из крупнейших автосозвездий, консолидировавшем между делом такие «мелочи», как Audi, Skoda, Seat, Lamborghini, Bentley.
Пока не ясно, чем обернется такой «компот». Казалось бы, в Porsche пошли на рисковые инвестиции примерно в €3 млрд, но закрепленный их действиями альянс, возможно, «способен на поступок».
И дело не только в талантах рода Порше, но и в самом спортивно-народном феномене такого союза: из проектов «со спортивным духом» подчас под вполне народными брэндами рождаются не кассовые, но стильные сверхуспехи вроде Ford Mustang и Mini...
Нечто подобное было и в истории VW. Так, в начале 50-х на базе простецкого народного «Жука» и кузова от итальянского ателье Ghia было разработано эффектное авто, ставшее одним из культовых силуэтов Европы пятидесятых. Результат синтеза «народности», спортивности и блестящих конструктивных решений от Порше — VW Karmann Ghia — продержался на конвейере до 70-х и разошелся числом более чем в 300 тыс. штук. Для стильных спортивных купе и родстеров по тем временам — роскошный результат. Среди модных ныне «кабрио» и родстеров богемный стиль этой модели выглядит как никогда современно, а уж кто-кто, а поршевцы могут инициировать яркие модельные ходы и научить делать спортивные штучки.
Именно внук основателя династии Порше Фердинанд Пих в 80-х убедил хозяев Audi перейти на спортивный стиль и вторгнуться в сегмент Mercedes и BMW — и ведь все удалось.
Тем временем другой внук Порше-патриарха, Фердинанд Александр, создал мощный дизайнерский кулак многоцелевого назначения, обслуживающий многие фирмы Европы. К концу века клан Porsche-Piech сумел войти во многие предприятия Европы и сосредоточил в своих руках капитал в несколько миллиардов долларов. Сама фирма Porsche имеет стойкую репутацию «идейно-мозгового треста» и серьезной испытательной лаборатории. Говорят, у них доводили и отечественную «восьмерку».
Как объявлено на только что отгудевшем Франкфуртском автосалоне, Porsche в альянсе с Audi-Volkswagen начинает разработку гибридных двигателей. Новый электро-бензиновый «коктейль» вполне может вызвать к жизни новые модели, как было с единой платформой внедорожника, разработанной Porsche по заказу VW, на которой возникли Porsche Cayenne, VW Touareg и, наконец, последняя звезда — Audi Q7. Именно этот проект дал Porsche вырваться на оперативный простор с обновленным модельным рядом после целого ряда неудач. И особо помогли свои люди в руководстве VW.
История взаимоотношений Porsche и Volkswagen уникальна сама по себе.
<1>Как известно, завод Volkswagen создавался в 30-х нацистами именно под проект будущего народного «Жука» от инженера Фердинанда Порше. Потом пути Порше и VW вроде разошлись: после войны инженер и его сын начали строить спортивные авто на собственной фирме, а VW разводить «жуков», превративших завод в один из ведущих автоконцернов в мире. Но в 60-х один из внуков Порше Фердинанд Пих пришел в присоединенную к VW фирму Audi и к концу века вышел в главы Volkswagen. Именно Пих, обладатель доли в Porsche, в 90-х дал «зеленый свет» сотрудничеству Porsche — VW, которое обеспечило ресурсы для затратной опытно-конструкторскую части Porsche. В то время как элитные европейские марки теряли независимость, Porsche перевооружился и окреп. Правда, по иронии судьбы, VW под занавес правления Пиха изрядно сдал, cам же Пих ушел в отставку два года назад с состоянием в $3 млрд, включая часть акций Porsche.
Был ли элитарный DaimlerChrysler тем самым «армянско-арабским захватчиком», толкнувшим патриотов из Porsche на решительные действия, пока никто толком сказать не может, но по странному совпадению и DaimlerChrysler тоже сообщал во Франкфурте о намерении создать стратегический альянс о разработке гибридных двигателей. Порше — талантливое семейство, доказавшее, что способно принести горе многим конкурентам, располагая таким пакетом брэндов, как у VW. Тем более что во главе клана Порше с зимы — новый Фердинанд, правнук легендарного инженера. Он профессиональный юрист, администратор и, судя по последним событиям, тоже «инженер страсти» (именно так звучит кредо дизайнерской студии Porsche).