Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

Инструментальной побор

Фото: obozrevatel.com
Столичные власти решили, что с 1 октября техосмотр на линиях инструментального контроля обязаны проходить четырехлетние машины, а не пятилетние, как раньше. Мало того: к 2010 году в Москве даже новые машины будут проходить «инструменталку». Для этого столичные власти построят 214 новых пунктов ТО.

По российским законам способ проведения государственного технического осмотра автотранспорта — на глазок или с применением точной аппаратуры — устанавливают региональные власти. Дело в том, что не в каждом городе и не в каждой области России есть достаточное количество пунктов прохождения инструментального контроля автомобилей. И местные власти на свое усмотрение могут увеличивать или сокращать возраст машин для прохождения «инструменталки». Столичный градоначальник счел, что в Москве достаточно сервисных центров, чтобы увеличить поток машин, проходящих ТО на стендах, и разрешил московскому ГАИ с 1 октября отправлять туда все машины старше четырех лет от роду, а не пяти, как было раньше.

Теперь выдавать талон техосмотра без прохождения «инструменталки» будут только новым и двухгодовалым машинам.

Владельцам же автомобилей старше четырех лет придется толкаться в очередях на диагностику.

Начальник отдела технического надзора и регистрационной работы ГАИ Москвы Алексей Виноградов сказал «Газете.Ru», что сокращение возраста машин на один год — это только начало. По его словам, необходимо проводить инструментальный контроль всех машин, в том числе и новых. «Покупая машину, сегодня человек не застрахован от брака, — говорит Виноградов. — А проверить топливную, тормозную системы или, например, люфты подвески можно только во время специальной диагностики. Владельцы и сами заинтересованы в том, чтобы их машины лишний раз проверяли», — убежден Виноградов. Он также добавил, что ввести повсеместную «инструменталку» пока невозможно, потому что сейчас техцентров для этого недостаточно. Однако по распоряжению мэра Москвы к 2010 году этот недостаток будет ликвидирован — город построит еще 214 пунктов прохождения ТО.

Начальник управления правового регулирования ГАИ России Владимир Кузин ничего плохого в том, что все машины будут проходить инструментальное ТО, не видит. «Сейчас действительно многие новые машины нуждаются в диагностике, — сказал Кузин. — «Жигули» без этого вообще на дороги выпускать нельзя». Он также сообщил, что

в Москве разрабатывается закон, по которому более экологичные машины будут получать скидки на транспортный налог. Во время ТО автомобилям будут выдавать экологический сертификат, и за те авто, которые соответствуют нормам «Евро-4», платить транспортных налог будет не нужно. А за экологически вредные машины будет предусмотрен штраф.

Понятно, что о заинтересованности владельцев в дополнительном ОТК имени московской мэрии на самом деле никто не спрашивал. Но проходить высокоточное ТО явно придется, потому что, согласно принятым недавно поправкам в Кодекс об административных правонарушениях, за отсутствие талона ТО теперь снимают номера, а за езду без номеров штрафуют на 2500 руб.

«Система прохождения ТО через стенды инструментального контроля абсолютно неэффективна, — убежден депутат Госдумы Виктор Похмелкин. — Гаишник продает талоны ТО направо и налево, потому что знает, что этот документ не несет никакой юридической силы. Тормозная система может отказать через неделю после того, как автомобилист пройдет стенд или площадку, и никакой ответственности за это ни сам водитель, ни гаишник, выдавший ему талон техосмотра, нести не будут». Кроме того, депутат уверяет, что существующий в столице и некоторых других регионах институт технического надзора незаконен. Он ссылается на примечание к 12-й статье КоАП, которая запрещает принудительную «инструменталку». «КоАПу противоречит постановление правительства РФ 1998 года, которое и выполняют региональные власти, закрывая глаза на более важный закон», — говорит Похмелкин. Отменить это постановление может только Конституционный суд, а для депутатского запроса Похмелкину не удается собрать еще девяносто депутатских подписей. «Нужно, как в Грузии, сделать прохождение ТО добровольным и ввести личную ответственность владельца за техническое состояние автомобиля. Если авария произошла из-за неисправности машины, виновник платит большой штраф. Такая система была бы более действенной», — убежден депутат.

Безусловно, поголовное прохождение инструментального контроля очень выгодно как властям, пополняющим за счет автовладельцев бюджет, так и личному составу ГАИ, которые вместе с владельцами пунктов инструментального контроля создали целую сеть по продаже талонов с заднего хода. Цена вопроса и в том и в другом случае немаленькая. Пройти техосмотр честно сейчас стоит для легковой машины 520 руб. (грузовики, автобусы — дороже), так что, если прогнать через площадку все 3 млн московских машин, автовладельцы отдадут через сберкассы минимум $55 млн.

Если инструментальщики будут продолжать зверствовать, а водители будут продолжать покупать легальные талоны по существующей таксе $100, отдельные служащие Московского управления Госавтоинспекции в год смогут улучшить свое материальное положение в общей сложности больше чем на $1 млрд.

Тем более что психологический расчет у изобретателей закона — столичных ГАИ и мэрии — абсолютно верный. Намного проще уговорить владельца машины новой или почти новой машины отстегнуть сотню по-быстрому и не ездить по дорогим дилерским центрам регулировать тормоза, потому что «они, вообще-то, отличные, но чуть-чуть не проходят на нашем стенде».