Юрист Василий Воробьев рассказал «Газете.Ru», что поправка к законопроекту о госизмене, согласно которой гражданам, допущенным к государственной тайне, может грозить до 7 лет лишения свободы за выезд из России, коснется военнослужащих, оперуполномоченных и сотрудников оборонных предприятий.
«Допуск к государственной тайне — это какие-то высшие государственные чиновники, в первую очередь. Потом это сотрудники правоохранительных органов, именно оперативные сотрудники, потому что они ведут секретное делопроизводство, допущены до оперативно-розыскной деятельности, как правило, секретность связана с осуществлением оперативно-розыскной деятельности. Допуск к секретности, вплоть до особой важности, имеют и военные в связи с тем, что их работа очень много связана с обороноспособностью страны. И люди, которые работают в тех или иных конструкторских бюро, то есть конструкторы, которые также имеют отношение к разработкам в областях каких-то засекреченных. Сотрудники оборонных предприятий имеют доступ, не все, но те, кто непосредственно с производством связаны. Есть специальная Фельдъегерская Служба, которая осуществляет перевозку секретной документации, они тоже имеют определенный доступ к гостайне», — сказал он.
По словам Воробьева, работники военкоматов, как военнослужащие, также имеют доступ к государственной тайне, однако там могут работать и вольнонаемные сотрудники, которых запрет не коснется, поскольку у них нет званий и военного билета.
«Сотрудники военкоматов, как военные, разумеется, да. Это тоже относится к военнослужащим. Конечно, не все. Некоторые бабушки, которые там сидят, они не особо… Нужно иметь ввиду, что, как правило, вольнонаемные люди, которые именно работают, а не служат в военкоматах, воинских частях, эти люди могут делопроизводством заниматься, осуществлением подсобных работ (уборка, готовка), они не имеют ни воинского звания, ни билета, просто работа по найму. А есть военнослужащий – это уже другой статус, то есть военнослужащие офицеры, в том числе военкоматов, имеют доступ к государственной тайне, потому что есть сведения, которые касаются обороноспособности определенного закрепленного за ними района, поэтому эти сведения могут попадать под совершенно секретную информацию», — подчеркнул он.
Воробьев пояснил, что служба в правоохранительных органах не всегда означает допуск к государственной тайне. Он отметил, что сотрудники с допуском к секретной информации зачастую имеют прибавку к зарплате.
«Нужно понимать, что допуск к гостайне, конечно связан с определенными профессиями, но абсолютно не факт, что тот или иной сотрудник полиции был допущен до той или иной государственной тайны. Допустим, в той же самой полиции есть следователи, которые в большинстве своем не допущены к гостайне, а есть оперуполномоченные, которые имеют, как правило, вторую форму допуска, то есть допуск к совершенно секретной информации. Более того, люди, которые имеют доступ к государственной тайне, имеют определенную надбавку, так как они с определенными ограничениями связаны, их работа», — уточнил он.
Ранее комитет Госдумы по госстроительству и законодательству поддержал поправку к законопроекту о приравнивании к государственной измене перехода гражданина России на сторону противника, согласной которой граждане, имеющие доступ к государственной тайне, могут получить до семи лет тюремного заключения за выезд из России.
Поправкой предлагается дополнить Уголовный кодекс (УК) РФ статьей 283.2 «Нарушение требований по защите государственной тайны». Согласно документу, выезд из России гражданина, допущенного к гостайне, наказывается штрафом в размере от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Совершение деяния организованной группой грозит лишением свободы сроком от трех до семи лет.