Правящая в секторе Газа исламистская группировка ХАМАС объявила о начале третьей палестинской интифады. Об этом сообщил РИА «Новости» пресс-секретарь движения Абдулатив Алкану. По его словам, ХАМАС ждет продолжения «дня гнева», который группировка объявила 8 декабря в ответ на заявление президента Дональда Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля и о намерении перенести туда посольство США, сейчас располагающееся в Тель-Авиве.
«Мы должны начать интифаду перед лицом сионистского врага. Она не прекратится вплоть до освобождения Иерусалима и Западного берега», — заявил глава ХАМАС Исмаил Хания в ходе своего выступления в Газе 7 декабря.
Президент Ирана Хасан Рухани также заявил, что его страна поддержит восстание против Израиля, чтобы «защитить права палестинского народа».
Третья волна
Вместе с тем сами палестинцы, не поддерживающие исламистов из ХАМАС, не хотят новой интифады, рассказал в беседе с «Газетой.Ru» житель Вифлеема, города на Западном берегу реки Иордан, подконтрольного Палестинской национальной администрацией (ПНА).
«Правительство этого не допустит. Новая интифада сделает наше положение еще хуже. Мы потеряем людей, это положит конец мирной жизни. Это убьет экономику», — считает он.
Первые две интифады — восстания палестинцев против израильской оккупации — были массово поддержаны палестинцами из разных слоев общества. Первая интифада вспыхнула в 1987 году после того, как израильские солдаты убили четверых палестинцев на контрольно-пропускном пункте в Газе, и закончилась в 1993 году подписанием соглашений между Израилем и Организацией освобождения Палестинцы (ООП) в Осло, а также созданием Палестинской автономии в 1994 году. Первую палестинскую интифаду иногда называют «войной камней», так как в ней участвовали преимущественно безоружные палестинцы, бросавшие камни в израильских солдат.
Вскоре после окончания первой интифады было создано движение ХАМАС. Сначала израильское руководство отнеслось к нему благосклонно, предположив, что новая организация будет заниматься исключительно гуманитарными вопросами, в отличие от военизированного «Движения за национальное освобождение Палестины» (ФАТХ).
Однако спустя два года после создания ХАМАС Израилю пришлось объявить его террористической организацией и запретить его деятельность. Вместо решения гуманитарных вопросов новое движение провозгласило своей целью изгнание из Палестины израильских «оккупантов» и создание единого исламского государства (организация запрещена в России) на всей его территории, в том числе и на месте Израиля. Для решения этой задачи исламисты использовали как политические методы, так и террор.
Вторая палестинская интифада, или интифада аль-Аксы (мечеть аль-Акса — главная мусульманская святыня в Иерусалиме и третья по значимости в мире), началась в 2000 году и закончилась спустя пять лет экономическим кризисом для обеих сторон. События 2015 года, связанные с участившимися одиночными нападениями палестинцев на израильтян, некоторые называют третьей интифадой или «интифадой ножей».
Робкие арабы
Турция, активно поддерживающая ХАМАС, раскритикововала арабские страны за слабую реакцию на заявление американского президента. В Анкаре считают, что лидеры стран арабского мира боятся возмущения Вашингтона, пишет Reuters.
«Некоторые арабские страны продемонстрировали очень слабую реакцию [по вопросу Иерусалима]. Кажется, некоторые страны ведут себя слишком робко по отношению к Вашингтону», — предположил глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу.
Он также заявил о намерении Анкары в очередной раз поднять вопрос о признании палестинской государственности в мировом сообществе. «Мы обратимся с призывом к странам, которые еще не признали Палестину, сделать это сейчас. Мы хотим, чтобы Соединенные Штаты отказались от своей ошибки», — заявил турецкий министр.
Этот вопрос турецкая сторона намерена поднять на чрезвычайном саммите лидеров стран Организации исламского сотрудничества (ОИС), запланированном на 13 декабря в Стамбуле. Анкара выступила инициатором его экстренного проведения в связи с заявлением Трампа.
В ОИС входит более 50 стран, однако на приглашение ответили пока что не все. По словам Чавушоглу, Египет и ОАЭ отправят на саммит своих министров иностранных дел, от Ирана, как ожидается, приедет сам президент республики Хасан Рухани. Саудовская Аравия еще не ответила, кого отправит в Стамбул.
Несмотря на то, что Турция и США являются партнерами по НАТО, турецкая сторона выступила с резкой критикой заявления Трампа. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил Вашингтон в игнорировании претензий палестинцев на восточный Иерусалим, который в Палестине считают оккупированным Израилем.
«Иерусалим — это свет наших очей. Мы не отдадим его государству-детоубийце. Мы не отдадим его государству-оккупанту», — заявил Эрдоган (цитата по CNN).
Статус Иерусалима
Высказавшись о статусе Иерусалима, Трамп затронул самый болезненный вопрос для палестино-израильских отношений, который становится препятствием для всех мирных договоренностей. Израиль получил контроль над восточным Иерусалимом в результате Шестидневной войны 1967 года. С тех пор Палестинская автономия и значительная часть мирового сообщества считает эту территорию оккупированной Израилем. Израиль считает Иерусалим своей официальной столицей, Палестинская автономия — своей.
«Израиль как уверен, что Иерусалим его столица, так и будет в этом уверен, а арабы как оспаривали это, так и будут оспаривать. Все израильтяне считают Иерусалим своей столицей», — рассказал «Газете.Ru» ведущий эксперт Института Ближнего Востока Алек Д. Эпштейн.
Президент России Владимир Путин в ходе встречи с Эрдоганом 11 декабря заявил, что «решение администрации США признать Иерусалим в качестве столицы Израиля и перенести туда американское посольство не помогает урегулировать ситуацию на Ближнем Востоке, а наоборот, дестабилизирует и без того сложную обстановку в регионе — по сути, может перечеркнуть перспективы палестино-израильского мирного процесса».
Вместе с тем Эпштейн убежден, что слова Трампа не повлияют на мирные переговоры между Израилем и Палестиной, так как они сейчас фактически не ведутся. «В 2000-х годах были две большие попытки договориться, но обе они закончились крахом», — пояснил он.
Эксперт обращает внимание, что на шаг Трампа реагирует скорее этнически чуждая палестинской проблеме Турция, нежели арабские страны. «Из мусульманских стран резко против слов Трампа выступила одна Турция, которая при Эрдогане заняла антиизраильскую позицию. Важно, что ни одна другая страна арабо-мусульманского мира здесь в истерику не впала: ни Иордания, ни Марокко, ни Саудовская Аравия», — отмечает специалист.
«Если будет какой-то сильный ответ Израиля с большим количеством погибших с палестинской стороны, ситуация выйдет из-под контроля, службы безопасности это понимают и стараются этого не допустить», — предупредил Эпштейн.
Влияние ИГ
По мнению преподавателя НИУ ВШЭ и эксперта Российского совета по международным делам (РСМД) Григория Лукьянова, сейчас не лучший момент для ООП и ХАМАС, чтобы начинать открытую конфронтацию. «Последние годы способность ХАМАС к ведению борьбы с Израилем заметно сократилась, особенно после военных операций Израиля 2012 и 2014 года. В итоге удалось добиться готовности ХАМАС к ведению политических переговоров: сначала с палестинскими организациями под эгидой ООП, а затем со странами-посредниками. Результатом этого процесса стало начало восстановления единства между Западным берегом реки Иордан и сектором Газа», — объяснил «Газете.Ru» востоковед.
В такой ситуации политические организации, ставшие на путь консолидации, оказываются очень уязвимы перед критикой со стороны радикалов, отмечает эксперт. «В условиях новой конфронтации экономическая ситуация в Палестине будет только ухудшаться. Сегодня ХАМАС весьма ограничен в экономических и внешнеполитических ресурсах. Единственное, на что он способен — это возглавить протестное движение», — полагает Лукьянов.
Собеседник «Газеты.Ru» выразил мнение, что в случае действительного начала новой интифады ХАМАС может потерять свое влияние в регионе, и оно перейдет к наименее договороспособным группировкам молодежи, готовым в том числе и к ассоциации с запрещенным в России «Исламским государством».
«Радикалы будут всячески способствовать тому, чтобы хаос и агрессия переросли в нечто большее, в интифаду. В ее условиях их влияние будет расти, а различные силы, в том числе ХАМАС, которые долгое время сдерживали влияние ИГ в регионе, будут слабеть. В этой связи ХАМАС может оказаться среди проигравших. И в итоге власть на палестинских улицах перейдет к тем, кто меньше всего готов к переговорному процессу», — заключил он.