Екатерина Шульман
о новой роли
российского парламента

Египтяне едут на «Мистраль»

Первая группа моряков из Египта приедет на «Мистраль» к концу недели

Екатерина Згировская 03.02.2016, 14:42
Вертолетоносец «Мистраль» в Сен-Назере David Vincent/AP
Вертолетоносец «Мистраль» в Сен-Назере

Первая небольшая группа моряков из Египта в конце текущей недели прибудет во Францию для начала обучения на вертолетоносцах типа «Мистраль», которые предназначались России. Как провели полугодовые тренировки на десантном корабле «Владивосток» россияне и в чем отличие подходов к технике у французов и в российском ВМФ, рассказывает отдел «Армия».

Десантные вертолетоносцы типа «Мистраль», созданные на французских верфях по заказу Минобороны России, в конце текущей недели примут на обучение первую небольшую группу моряков из Египта. Корпорация DCNS 10 октября 2015 года подписала контракт с минобороны Арабской Республики Египет на поставку двух универсальных десантных кораблей класса «Мистраль» (Mistral). Сообщалось, что сумма сделки составила примерно €950 млн. Ранее французская пресса сообщала, что прибытие моряков зависит от первой выплаты египетской стороны по контракту, подписанному между Парижем и Каиром. Первая выплата, согласно публикации депутата муниципального совета Сен-Назера от партии «Национальный фронт» Жан-Клода Бланшара, должна была составить €475 млн.

«Небольшая группа представителей военно-морских сил Египта приедет в конце этой недели, чтобы начать обучение», — сообщил «Газете.Ru» официальный представитель DCNS.

Напомним, что два вертолетоносца типа «Мистраль» — «Владивосток» и «Севастополь» — были построены по российскому заказу на французских верфях STX в городе Сен-Назер. Контракт на поставку двух универсальных десантных кораблей был заключен французской DCNS/STX и российским спецэкспортером вооружений — «Рособоронэкспортом» — в 2011 году. Стоимость его составила €1,2 млрд. Передача первого вертолетоносца «Владивосток» должна была состояться осенью 2014 года, но президент Франции в ноябре принял решение приостановить поставку кораблей России по геополитическим причинам — из-за событий на юго-востоке Украины.

Официально соглашение между Парижем и Москвой расторгли в августе 2015 года: «Президент Российской Федерации и президент Французской Республики приняли совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку двух десантно-вертолетных кораблей-доков типа «Мистраль», подписанного в июне 2011 года», — сообщила пресс-служба Кремля 5 августа, отметив, что Россия полностью получит возмещение сумм, заплаченных авансом в рамках контракта.

Выплаты по расторжению договора составили около €950 млн. Как поясняли в Минпромторге и «Рособоронэкспорте», оказалось, что в рублевом эквиваленте Россия получила почти вдвое больше суммы, выплаченной авансом за корабли: на руку сыграл обвал рубля.

Перепродажу «Мистралей» Францией третьей стороне должна была одобрить Россия. Кроме того, перед тем как передать корабли новым владельцам, с них необходимо было снять все российское оборудование, в частности системы связи. Процесс демонтажа завершился во второй половине ноября. Как пояснил «Газете.Ru» высокопоставленный источник в системе военно-технического сотрудничества, финал мероприятий происходил в мирной обстановке, французы очень сожалели, что ситуация обернулась таким образом.

По данным источника «Газеты.Ru», осведомленного о ходе переговоров о перепродаже «Мистралей» Каиру, египетские генералы изъявляли желание, чтобы их моряки обучались по точно такой же программе, что и российские.

О том, как проходило обучение на «Мистрале», «Газете.Ru» на условиях анонимности рассказал российский моряк, входивший в экипаж одного из вертолетоносцев.

Два российских экипажа (200 человек для корабля «Владивосток» и столько же — для «Севастополя») прибыли в Сен-Назер на учебном корабле «Смольный» в сопровождении экипажа этого корабля в июне 2014 года. Вернулись на родину моряки прямо перед Новым годом — 30 декабря, прибыв в Санкт-Петербург.

Теоретическое обучение началось еще в Петербурге до похода во Францию. Приехавшие в Россию французские специалисты рассказывали об устройстве вертолетоносцев, их приборах и системах.

Как пояснил моряк, для обучения была составлена «книга корабельных расписаний», где было указано, какие занятия необходимо пройти. Экипажи двух «Мистралей» выходили в море по отдельности на «Владивостоке», так как в период обучения «Севастополь» еще даже не был спущен на воду.

«Были тренировки по обеспечению пожарной безопасности, по выходу в море, подготовке корабля к походу, по боевой тревоге. Командир был очень ответственный человек, требовал с нас много», — сказал собеседник.

У моряков было шесть тетрадей по каждой отрасли деятельности: например, устройство корабля, борьба за его живучесть (БЗЖ), тетрадь по специальности и так далее. «Мы изучали всё с нуля, неважно, служили до этого на кораблях или нет, — всё с первого класса», — подчеркивает он.

На самом «Мистрале» экипажи поделили на несколько групп: связисты, артиллеристы, механики, обеспечение полетов и другие, и каждая боевая часть изучала свои боевые посты.

По словам собеседника «Газеты.Ru», организация строилась «по французскому принципу» — в четыре вахтовые смены: сутки отработал — трое отдыхаешь. Жили моряки на «Смольном». В 7.00 у них был завтрак, в 8.00 — построение, а в 9.00 экипажи уже находились на «Мистрале». Рабочий день у французов, по словам моряка, до 16.00, а после этого россияне занимались самоподготовкой. Кстати, обедом их кормили французы. «Хорошо кормили, но вот супчик они, конечно, не могут варить нормальный», — отметил россиянин.

Отношение к кораблям в военно-морских силах Франции и ВМФ России разное, это выражается в том числе и в подходе к их спасению.

«Что касается борьбы с пожаром и затопляемостью, у французов все намного проще. Но командир принял решение, что наши системы лучше. БЗЖ нас учили не так, как учат французов, а как принято на наших кораблях.

У французов все заточено на людей: примерно так, что за пять минут не потушили пожар — покинули судно; а у нас принято бороться до конца, пока окончательно не придет конец кораблю. Вот такое отличие подходов в отношении к технике», — рассказывает моряк.

Отличаются «Мистрали» от российских кораблей и условиями, в которых на них живут моряки. Так, на вертолетоносцах для моряков-контрактников предусмотрены четырехместные каюты с душем и туалетом, поясняет собеседник, офицеры и командиры живут в двухместных, а еще более высокие чины — в одноместных. «А на наших кораблях каюты минимум по 12 человек. Кровати (на «Мистрале») почти полуторки, матрасы были хорошие,

там все было замечательно, сделано все для людей.

Спортзал на «Мистрале» был замечательный просто: беговые дорожки, велосипеды, силовые тренажеры, стоял ринг», — делится моряк, отмечая, что их начфиз (начальник по физподготовке) договорился, чтобы россияне могли купить абонементы в бассейн и заниматься футболом на местном поле.

Впечатление на моряка произвел и медицинский блок вертолетоносца: «Очень хороший медблок с оборудованием для стоматологов, хирургов, там даже рожать можно — на «Мистрале» же можно еще и беженцев транспортировать, мало ли что произойдет», — поясняет он.

Досуг россиянам французы тоже организовали — каждые выходные возили на экскурсии группами по 40–60 человек: «По разным городам, замкам, винодельням — все в восторге были. Французы очень хотели, чтобы мы забрали эти корабли. Преподаватели, которые вели у нас занятия, даже военные представители говорили, что «мы надеемся вам их отдать». Гражданское население Сен-Назера тоже расстроилось, когда мы уходили: к нам хорошо там относились», — заключил собеседник.

В DCNS поясняют, что в новый порт приписки приобретенные Египтом корабли отправятся из Сен-Назера летом 2016 года, по окончании обучения моряков, которое должно завершиться в первой половине года.

В настоящий момент Россия и Египет ведут переговоры о возможной поставке Каиру корабельных вертолетов Ка-52К, созданных под «Мистрали». Если контракт подпишут в текущем году, то поставки вертолетов могут начаться в 2017 году.