Пенсионный советник

Объекты рекламного наследия

Мосгордума хочет запретить рекламу на памятниках архитектуры

Варвара Петренко 20.06.2007, 18:35

Депутаты Мосгордумы решили, что реклама не должна портить архитектурный облик столицы. Если с этим согласится федеральный парламент, рекламные конструкции исчезнут со всех исторических зданий города. Снять с них придется и большую часть вывесок госорганов и информации для потребителей.

В среду Мосгордума приняла в первом чтении проект законодательной инициативы, запрещающий установку рекламных конструкций на объектах культурного наследия и в непосредственной близости от них, а также ограничивающий размещение вывесок органов государственной власти и информационных вывесок так, чтобы они находились не выше первого этажа зданий и строений, являющихся памятниками.

Разговоры о том, насколько законен рекламный занавес на исторических зданиях, идут с прошлого года. Предпринимались и попытки очистить город от заслоняющей исторические виды рекламы – были демонтированы рекламные щиты рядом с библиотекой имени Ленина, на ограждении парка Горького и возле некоторых других объектов.

В конце мая 2007 года столичный комитет рекламы, информации и оформления решил, что пришло время вмешаться в ситуацию московским законодателям.

На депутатских слушаниях в Мосгордуме председатель комитета Владимир Макаров предложил включить в список организаций, дающих добро на размещение наружных конструкций, Москомнаследие. По его словам, новый федеральный закон «О рекламе» существенно ограничил размещение рекламы на памятниках культурного наследия, но четко не прописал, на каком фасаде можно временно размещать рекламную сетку, а на каком — нет. Но чтобы окончательно не запутать и фирмы, и столичные власти, решающее слово, сообщил он, следует оставить за специалистами.

В ответ на это вице-спикер Мосгордумы Андрей Метельский засомневался, не увеличится ли тем самым бумажная волокита. А у председателя комиссии по городскому хозяйству Степана Орлова возник вопрос: можно ли избавиться от рекламы на фасадах зданий, в том числе не принадлежащих городу, изменив лишь московские правила?

В итоге Комитет по рекламе и Москомнаследие предложили очистить фасады исторических зданий от рекламы полностью, выйдя в Госдуму с законодательной инициативой об ужесточении федерального закона.

Моральную поддержку инициаторам проекта оказал и столичный мэр, неоднократно высказывающийся против засилья рекламы в городе. Спустя две недели законопроект поступил в Мосгордуму — и теперь депутаты одобрили изменения в статью 40 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Как заявил представлявший документ председатель Комитета по культурному наследию Москвы Валерий Шевчук, на территории города сегодня насчитывается свыше 6000 таких объектов, однако если посмотреть на панораму столицы и крупные планы памятников, то станет очевидно, насколько искажен архитектурно-художественный облик Москвы из-за огромного количества рекламы. В то же время, сообщил он, во многих городах мира установка рекламы в историческом центре запрещается.

Шевчук напомнил, что в соответствии с федеральным законодательством объекты культурного наследия признаны особым видом имущества, в отношении которого запрещено проведение любых хозяйственных работ, кроме тех, что направлены на их сохранение и не нарушают их целостности. Установка же рекламных конструкций на зданиях памятников истории и культуры к таким видам работ не относится и, более того, наносит прямой вред этим объектам.

Законопроектом предлагается запретить установку рекламных конструкций не только на объектах культурного наследия, но и на их территориях, а также ограничить размещение вывесок органов государственной власти и информационных вывесок для потребителей таким образом, чтобы они находились не выше первого этажа зданий и строений, являющихся памятниками.

Установка рекламных конструкций в зонах охраны объектов культурного наследия должна согласовываться с органом исполнительной власти субъекта РФ, занимающимся охраной этих объектов (в Москве это Москомнаследие). Действие же ранее выданных разрешений на установку рекламы предлагается ограничить 1 января 2009 года.

Не возражая против приведения исторического центра города в порядок, депутаты приняли законопроект в первом чтении, хотя к самому тексту документа отнеслись без особого восторга.

Прежде всего, камнем преткновения стали вывески органов государственной власти и вывески, предназначенные для информирования потребителей — о работе расположенных в исторических зданиях организаций.

Как заявил Степан Орлов, московские вокзалы, гостиницы, магазины, рестораны и сами по себе являются памятниками истории и культуры, а их названия — известными национальными брендами. «Как же о них будут узнавать граждане, особенно гости столицы, если, следуя закону, их неприметные вывески будут располагаться не выше первого этажа?» — вопросил он.

Неясной остается и ситуация с вывесками органов местного самоуправления и разных общественных организаций и политических партий — о них в проекте вообще ничего не сказано.

Еще один спорный пункт – территории памятников, на которых также запрещается размещение рекламы. Дело в том, что определение таких территорий нигде не прописано и будет каждый раз устанавливаться индивидуально, а значит субъективно, оставляя лазейку для злоупотреблений. «Я не понимаю, каким образом будет выстраиваться система согласований», — заявил депутат Евгений Бунимович. А депутат Михаил Москвин-Тарханов предложил установить полный запрет на рекламу во всей охранной зоне памятника.

Не совсем понятно депутатам и то, как функции согласующих организаций будут переходить от органов местного самоуправления к уполномоченному органу госвласти и сколько на это потребуется времени.

Полностью поддержал документ лишь депутат Александр Крутов, заявивший, что теперь появляется возможность разделить функции контроля и деньги, намекая, по-видимому, на то, что Москомнаследие теперь больше будет думать о памятниках, чем о прибыли.

Вопрос «кто будет согласовывать» вывешивание рекламы — органы местного самоуправления, Москомархитектура или какой-то другой орган госвласти — будет ключевым и для представителей бизнеса. Особенно в условиях, когда «кольцо сжимается» и цены на рекламные площади готовы стремительно взлететь вверх. Впрочем, последнее слово за Госдумой. И пока федеральные депутаты определятся с этим вопросом, может пройти еще не один год.