Черная полоса

А-310 разбился в Иркутске

, ,
Понедельник 10 июля объявлен в России днем траура по погибшим в катастрофе А-310 в Иркутске. В списке жертв 124 человека. Близкие начнут опознавать обгоревшие тела рано утром. Основной версией трагедии остается отказ тормозной системы. Тем временем, Airbus снимает А-310 с производства.

Список членов экипажа и пассажиров А-310

В Иркутске обнародован список пассажиров и членов экипажа рейса № 778 «Москва-Иркутск»...

Рейс №778 Москва-Иркутск.
Пассажирский самолет А-310 потерпел катастрофу в Иркутске в воскресенье утром. Авиакатастрофа произошла в 7.44 по местному времени (2.44 мск). Самолет авиакомпании S7 («Сибирь») выполнял рейс №778 Москва-Иркутск (F-OGYP). Из аэропорта Домодедово лайнер вылетел в 21.15 в субботу. По данным представителей аэропорта, всего на рейс были зарегистрированы 202 человека: 193 пассажира и 8 членов экипажа. На самолете находилось 14 детей в возрасте до 12 лет. Позже стало известно, что на борту было 204 человека.

В аэропорту Иркутска самолет приземлился в 7.44 мск воскресенья. Экипаж сообщил диспетчерам о посадке, после чего связь вдруг пропала. В это время, по словам очевидцев, лайнер, коснувшись посадочной полосы шасси, уже замедлял скорость — но потом неожиданно начал ускоряться.

Самолет выехал за пределы взлетно-посадочной полосы, снес бетонный забор и с размаха врезался в гаражи.

Список раненых

Список составлен по данным администрации Иркутской области на 14.00)...

От удара передняя часть самолета разрушилась. Как заявил позже вице-губернатор Иркутской области Юрий Параничев, во время столкновения были слышны два взрыва. На борту начался пожар: в баках лайнера оставалось около тонны горючего.

Иркутским корреспондентам удалось поговорить с одним чудом выживших пассажиров А-310 — Сергеем Буценко. Как рассказал Буценко, поначалу посадка проходила нормально, но вскоре пассажиры заметили, что лайнер подозрительно долго не останавливается — и заволновались. «Вдруг раздались два громких хлопка, после чего самолет что-то задел крылом, его развернуло и понесло на гаражи, — рассказал он. — Мы почувствовали сильный толчок. От столкновения нос самолета буквально начал складываться гармошкой». В фюзеляже образовалась дыра, через которую самому Буценко и еще одной пассажирке — 15-летней Маргарите Светловой – удалось выбраться на крышу гаража. Сейчас оба в состоянии шока находятся в областной больнице.

Выбраться из горящего лайнера смогли лишь 63 человека – те, кто оказались в этот момент в хвосте самолета.

11 человек вывели через заднюю дверь две оставшиеся в живых стюардессы. Ещe около 50 человек, включая пилота, вынесли из горящей машины подъехавшие вскоре на место трагедии спасатели и пожарные.

За всем этим наблюдали жители близлежащих домов. Как рассказала Иркутской телекомпании АС Байкал ТВ местная жительница Татьяна Попова, сначала она услышала «дикий гул, а затем звук удара». «Думаю, все — самолет упал. Выскочила на балкон, смотрю, а в двустах метрах стоит красавец самолет, все закрыто, тихо-спокойно, никого нет. Я поняла, что беда. — сообщила она. — Сначала горела кабина, потом постепенно пламя весь самолет охватило, пожарки подъехали, скорая».

По словам иркутчан, выжившие пассажиры потерпевшего катастрофу лайнера брели улице босиком – поэтому им давали «кто что мог: тапочки, одежду».

Пожар на аэробусе удалось локализовать в 4.22 мск, а в 5.02 пламя окончательно потушили. Авиалайнер выгорел практически полностью, не задетой огнем осталась лишь хвостовая часть.

Выжившие и погибшие.
В службу «скорой помощи» информация поступила через 10 минут после катастрофы. А аэропорт сразу же отправили 10 бригад медиков, а затем туда уехали еще 22 бригады. Первую помощь раненым врачи оказывали на месте, и только затем выживших доставляли в больницы.

В больницы попали больше 60 человек. Основная часть раненых оказалась в Кировскую больнице №3. Среди госпитализированных – три члена экипажа самолета, а также шестеро детей, один ребенок в коме. Из иностранных граждан в больницах Иркутска семь пассажиров: двое граждан Польши, два гражданина Белоруссии (один из них дома), два гражданина Германии и один гражданин Азербайджана.

Согласно информации местных властей на 19.30 мск, в больницах остаются 57 человек — часть из обратившихся к врачам от госпитализации отказалась.

Еще 17 пассажиров самолета уже дома (несколько человек сразу ушли с места происшествия, а позже связались с оперативным штабом).

В Иркутск вылетели два самолета с медиками Центра медицины катастроф для оказания помощи больным с ожоговыми травмами, сообщает агентство «Интерфакс». Туда же будут доставлены реанимобили для возможной эвакуации в Москву тяжелобольных, сообщили в МЧС России: о готовности принять всех пострадавших заявили московские клиники. В Иркутск летят и столичные психологи: им предстоит выводить из шока выживших – и родственников погибших.

По официальным данным, жертвами катастрофы стали 124 человека.

Спасатели извлекали обгоревшие тела из-под обломков лайнера – после чего трупы отправляли в областной центр судебно-медицинской экспертизы. Как заявил на брифинге ближе к вечеру глава правительственной комиссии по расследованию трагедии министр транспорта Игорь Левитин, в моргах находится 101 труп, а также фрагменты тел. Иркутское МЧС сообщило о смерти одной пациентки.

Известно, что в катастрофе погибла дочь известного писателя Валентина Распутина – Мария.

Об этом сообщил брат погибшей Сергей, передает РИА «Новости». Кроме того, известно, что в Домодедово на рейс был зарегистрирован недавно назначенный глава Управления ФСБ Иркутской области генерал-майор Сергей Каряков. Но в списках пострадавших его фамилии нет. Специалисты ФСБ уже подключились к расследованию. Также, как сообщает телекомпания «АС-Байкал», на борту самолета находилась редактор газеты «Комсомольская правда-Байкал» Татьяна Инешина (в списке пассажиров она под фамилией мужа – Шестопалова). Ее фамилии тоже нет в списках спасенных.

Пока остается неизвестной судьба пятерых иностранцев (по данным авиакомпании S7, всего на борту было 12 иностранных граждан: три гражданина Германии, три гражданина Китая, два гражданина Польши, два гражданина Азербайджана и два гражданина Белоруссии).

По распоряжению Юрия Лужкова, в Москве создан оперативный штаб, который выясняет, были ли на борту самолета москвичи, и в дальнейшем должен будет оказать помощь их родственникам.

Процедура опознания начнется в Иркутске рано утром в понедельник. В морг будут пускать всех, кто не смог найти своих близких среди живых в больницах: в воскресенье у горбольниц собирались толпы людей, некоторые из которых так и не увидели фамилии своих близких в списках, вывешенных у дверей. Из Москвы отправляются три рейса с родственниками пассажиров сгоревшего авиалайнера, сообщили «Газете.Ru» в авиакомпании S7 («Сибирь») (вылет назначен на 21.15, 21.45 и 23.25). По словам начальника пассажирских перевозок аэропорта Иркутска Светланы Марковой, они готовы принять родственников и разместить их в гостиницах. Кроме того, для семей пострадавших и погибших будут предоставлены три маршрутных такси для доставки и размещения в других гостиницах Иркутска. Семьям жертв катастрофы уже выразил соболезнование президент России Владимир Путин.

В Иркутске и Москве открыли «горячие линии» в связи с катастрофой. О судьбе пассажиров можно узнать в аэропорту «Домодедово» по телефону 8-(495)-504-02-99, а также в Иркутске по телефонам: 8-(3952)-26-61-59, 8-(3952)-26-61-60,8-(3952)-29-04-43.
10 июля в 10 часов в «Медицине катастроф» будет работать дополнительная «горячая линия» по телефонам 8-(3952)-46-53-71, 8-(3952)-465372. Кроме того, в авиакомпании S7 также действуют телефоны, по которым родственники пассажиров могут узнавать всю информацию: 8-800-200-00-07 (для всех регионов России), 8-(495)-777-99-99 (для жителей Москвы), 8-(3952)-21-11-29 (для жителей Иркутска и области).

На месте катастрофы всю ночь будет идти разбор обломков самолета: людей там больше не ищут — ближе к 18.00 мск поисково-спасательная операция была прекращена, сообщили в МЧС России.

Что случилось с А-310
Чиновники начали съезжаться в Иркутск еще днем. На место трагедии прибыл глава МЧС Сергей Шойгу, полпред президента Анатолий Квашнин и министр транспорта России Игорь Левитин, который возглавил срочно созданную правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы. (В состав комиссии также вошли представители Межгосударственного авиационного комитета (МАК), Росавиации, Ространснадзора и других ведомств). Первое заседание комиссии состоялось ближе к вечеру.

Но про возможные причины катастрофы чиновники говорить пока отказываются.

«Наши версии будут изложены после того, как мы расшифруем самописцы, других версий сейчас нет», — заявил Игорь Левитин. При этом представители транспортной прокуратуры возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ («Нарушение эксплуатации воздушного судна»). А ранее в Генпрокуратуре России заявили, что «рассматриваются все версии катастрофы аэробуса — но одной из основных является неисправность в самолете».

Тем не менее, свои версии выдвигают эксперты. Звучат неофициальные данные и от источников в комиссии по расследованию причин катастрофы.

Согласно основной версии во время посадки у самолета отказала гидравлическая система – реверс — из-за чего из строя вышла вся тормозная система.

Крупные авиакатастрофы в Иркутске

Самолет А-310
авиакомпании «Сибирь» уже испытывал технические проблемы в 2005 году...

«Данные, имеющиеся на настоящее время в распоряжении комиссии, свидетельствуют о том, что после приземления у самолета после включения реверса произошел отказ системы торможения с последующим выходом из строя других механизмов системы. Это привело к тому, что самолет после приземленеия стал практически неуправляем», — рассказал источник в комиссии, сообщает РИА «Новости».

По мнению первого заместителя начальника Летно-исследовательского института им.Громова, начальника Летно-исследовательского центра НИИ им.Громова Анатолия Квочура, это действительно похоже на правду. Как пояснил Квочур, при отказе реверса происходит рывок — и одновременно с этим самолет меняет траекторию и теряет управление, сообщает «Интерфакс». «Я не исключаю, что они (пилоты А-310) попали именно в такую ситуацию, в которой сделать они уже ничего не могли», — заметил Квочур.

Впрочем, говорят эксперты, реверс мог отказать и не сам по себе – а из-за ошибки системы при заходе на посадку, сообщает РИА «Новости». По словам одного из специалистов, отказ гидравлики в тормозной системе не мог привести к таким тяжелым последствиям: «Длина взлетно-посадочной полосы в Иркутске составляет 2,75 километра, и ее вполне достаточно, чтобы совершить безаварийную посадку». В этом случае усугубить ситуацию мог еще и уклон взлетно-посадочной полосы в иркутском аэропорту.

В свою очередь, летчик-испытатель Магомед Толбоев заявил, что к катастрофе могло привести банальное старение техники. «Вместо того, чтобы покупать наши российские новые самолеты типа Ту-204, покупаются старые самолеты с износом уже 10-15 лет», — сказал он. Специалисты не исключают, что неисправность на борту действительно была. За два дня до ремонта во время перелета из Иркутска в Москву на борту некоего А-310 произошла разгерметизация. Тогда самолет произвел аварийную посадку в аэропорту «Толмачево», никто не пострадал. По некоторым неподтвержденным данным, речь шла именно об этом борте.

Правда, представители авиакомпании S7 заявляют, что самолет был в хорошем состоянии, никаких поломок на нем во время недавно прошедшей проверки обнаружено не было.

По данным авиакомпании, аэробус ремонтировали 12 июля 2005 года. Посадка в Иркутске проходила в штатном режиме в полном соответствии с графиком, заявляют в компании. До столкновения с гаражами о неполадках на борту не пилоты не сообщали.

Помимо претензий к техническому обеспечению самолета у следователей могут возникнуть претензии и к руководству иркутского аэропорта. На это намекают в самой авиакомпании. Дело в том, что, по правилам, за взлетно-посадочной полосой должна быть 200-метровая зона, засыпанная гравием, чтобы при нештатной ситуации (например, при поломке шасси) самолет мог затормозить в этой зоне.

А в аэропорту Иркутска между посадочной полосой и постройками находится только около 50 метров обычного заросшего травой поля.

.
Кроме всего прочего, рассматриваются версии о возгорании на борту самолета во время посадки, о лопнувшем или загоревшемся шасси, сходе со взлетно-посадочной полосы из-за плохих погодных условий (она была скользкой после дождя), а также «человеческом факторе».

Окончательная причина катастрофы, как заявляют в Минтрансе, может быть установлена только после расшифровки бортовых самописцев. Бортовые самописцы переданы следователям прокуратуры, а в понедельник будут отправлены для расшифровки в Москву.
Не исключено, что ящики будут расшифровывать во Франции — оттуда в Иркутск уже вылетели.

Тем временем, в воскресенье же компания Airbus, шесть представителей которой отправились в Иркутск помогать в расследовании катастрофы, объявила, что А-310 вскоре навсегда будет снят с производства.

Как предполагается, последний аэробус выпустят в июле 2007 года. Правда, как сообщили в представительстве Airbus в Москве, это решение отнюдь не связано с иркутской трагедией, передает «Интерфакс». «Решение о приостановке выпуска самолетов семейства А-300/А-310 было принято еще задолго до случившейся катастрофы, в марте этого года — из-за снижения спроса на самолеты этого типа», — заявили в Airbus.

«Газета.Ru» будет следить за развитием событий.