Слушать новости
Телеграм: @gazetaru
Воруют разумное, доброе, вечное

МВД рассказало о коррупции в образовании

Только по официальным данным, за прошлый год в сфере образования было украдено около полумиллиарда рублей. Это, по оценке министра образования Андрея Фурсенко, не составляет и 1% реального масштаба коррупции.

В среду Межведомственный совет по образованию обсуждал проблему коррупции среди педагогов. Ее масштабы впечатляют. По данным начальника департамента экономической безопасности (ДЭБ) МВД России Сергея Мещерякова, только за прошлый год выявленная сумма ущерба, причиненного учителями государству, приблизилась к полумиллиардy рублей.

Милиционеры вывели главные виды финансовых нарушений в образовании: растрата бюджетных денег, хищения внебюджетных средств, завышение в отчетности стоимости закупок и, наконец, взятки.

Сумма взяток учителям, по данным МВД, «колеблется в зависимости от характера оказываемых услуг от 500 рублей до десятков и сотен тысяч и даже миллионов рублей».

По официальной статистике, за 2005 год было выявлено всего около 3 тыс. преступлений в сфере образования, и в том числе всего около 850 случаев получения и дачи взяток, а также более 360 фактов хищения и нецелевого использования средств. Как заявил Сергей Мещеряков, общая сумма нанесенного стране ущерба действиями педагогов составила 430 млн рублей. (В 2004 году сотрудники ДЭБ выявили немногим меньше — 2480 экономических преступлений в сфере образования, общий ущерб составил 360 млн рублей.)

Однако коррупция в образовании носит ярко выраженный латентный характер, подчеркнул генерал-лейтенант Мещеряков, и прежде всего из-за тотального «вытеснения из общественного сознания негативного отношения к взятке». Должно быть, именно из-за отсутствия негатива ко взяточникам раскрываемость этого вида преступлений в стране крайне низка. За весь 2005 год в отношении руководителей вузов и глав приемных комиссий было возбуждено всего 67 дел, в частности, в Омской, Волгоградской и Липецкой областях. Сколько из них было доведено до суда, генерал-лейтенант сказать затруднился.

Надежда на преодоление коррупции в сфере образования возникла было с внедрением в практику единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Однако и к ЕГЭ взяточники быстро подобрали ключи.

В последнее время, отметил Мещеряков, «возникла серьезная угроза перемещения коррупции из вузов в школы». Но помимо школьного ЕГЭ вышла на первый план и другая серьезная опасность.

Как убеждены в ДЭБ, в стране сложился развитый криминальный рынок фальшивых дипломов. Более того, в последнее время он вышел за рамки деятельности отдельных преступных групп и «стал представлять угрозу экономической безопасности России»,— подчеркнул Мещеряков. По данным МВД, липовыми дипломами давно торгуют через интернет, а «сейчас этот преступный бизнес вышел на международный уровень». Цена на некоторую поддельную продукцию превышает $20 тыс., заявил представитель министерства.

Деятельность изготовителей фальшивых дипломов охватила всю страну. Только за последнее время сотрудники ДЭБ ликвидировали крупные группы мошенников на Сахалине, в Хакасии, Калужской, Калининградской, Московской и Тульской областях, а также в Краснодарском крае. Можно не сомневаться, что десятки других остаются на свободе и продолжают наводнять страну фальшивыми дипломами.

«Рынок криминальных документов об образовании стал фактически бесконтрольным», — признают в МВД.

А количество выявленных обладателей фиктивных документов об образовании, «и в том числе в правоохранительных органах, принимает угрожающий характер», констатировал Сергей Мещеряков.

Чтобы побороть это зло, считает он, необходимо создать централизованную базу данных о реально выданных дипломах, а также почаще обращаться к двум (на сегодняшний день единственным) «коррупционным» статьям УК — 290-й («Получение взятки») и 291-й («Дача взятки»). Однако главное все же – сделать систему образования прозрачной, подчеркнул он в беседе с корреспондентом «Газеты.Ru».

В образовательном сообществе важности прозрачной работы не отвергают, но подозревают, что только усиленный милицейский контроль не решит проблемы в целом.

Неплохо бы еще не вынуждать школы и вузы, а заодно и работающих там преподавателей искать, где бы подзаработать любыми путями, считают представители образовательной сферы. «Основное понятие — это хроническое недофинансирование образования. Чего мы хотим, если государство финансирует образование в лучшем случае на 70%, а иногда ведь всего на 30–40% от необходимого уровня?!» — отметил глава образовательной комиссии Московской городской думы Евгений Бунимович. Да и моральные принципы населения рухнули в начале 90-х годов, добавил он «Газете.Ru»: едва ли не каждый родитель готов дать взятку, чтобы «поступить» своего ребенка в вуз. Особенно мальчиков, которым в противном случае грозит призыв в армию. «Призыв в армию с дедовщиной полностью искажает всю картину образования», — считает Бунимович.

Действительно, по данным Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг, от 60 до 90% населения в любой момент морально готовы дать взятку «на образование».

Возможно, поэтому, по оценке министра образования и науки Андрея Фурсенко, приведенные главой ДЭБ данные — лишь верхушка айсберга коррупции в образовании. Найденные милицией факты, по оценке министра, не составляют и 1% его истинного размера.