Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

«Ералаш» с трупами

Фото: www.kino.nsk.ru/goto/http://lastweek.ru
На экраны выходит отечественный молодежный триллер Павла Санаева «Последний уикенд» — поучительная история с трупами, любовью, элементами рэпа и бешеным Гошей Куценко.

Два давних друга, Кирилл и Мишка, собираются поехать за высшим образованием в Америку. На деньги Мишиного дяди, уголовного авторитета, которого в народе заслуженно кличут Бешеным. При всей крутизне и влиятельности человек не гнушается лично совать в бубен уличной шпане и славится фирменной пыткой: приготовить в мрачном гараже растворимый кофе известной марки, но не пить его, а немедленно вылить ароматную бодрящую жижу на голову связанного оппонента, который в момент делается шелковым и сговорчивым.

За день до отъезда Кирилл, Мишка, недавний дембель-десантник Глеб и бойкая блондинка Катька, танцующая и что-то поющая вместе с братом по ночным заведениям столицы, решают отметить расставание. Ни к чему хорошему веселье не приведет. Встречая красивый московский рассвет на строительной площадке, несчастный Мишка умудрится утонуть в непонятно глубокой и неясно почему до краев заполненной грязищей ямке, а ребята, не успев толком поскорбеть, озаботятся вопросом, куда девать тело. Поскольку предъявлять труп Бешеному, у которого любовь к родне – единственная положительная черта трудного характера, и затевать с ним кофейные церемонии по гаражам дураков нет.

Фильм позиционируется в прокате как первый отечественный молодежный триллер, и отсылай он к наиболее ярким западным образцам жанра, могло бы, вероятно, получиться забавно.

Однако куда больше кино напоминает сверх меры затянутый выпуск телевизионного журнала «Ералаш», причем времен не расцвета, но наблюдаемого в последнее время нравственного и художественного падения. В «Ералаше» все выглядит следующим образом: вниманию зрителю предлагается вымученная усталыми умами бывалых сценаристов смешная история из жизни подростков, где всегда находится место не только стыренному из анекдотов юмору, но и некоторой простой морали. В том духе, что, если хочешь признаться девчонке в любви, не таскай ее, орущую, за жидкие косицы по спортзалу, а просто встреть после школы, предложи донести портфель и поговори обо всем серьезно.

Важна актуальность: не так давно дети из «Ералаша» перешли с кассетных волкмэнов на СD-плееры и в перспективе, вероятно, откроют для себя I-Pod. Компанию отобранным по ходу кастинга реальным школьникам зачастую составляет известный актер, изображающий педагога или родителя. Еще живой Мишка по-модному курит кальян, а Кирилл в лирические моменты начинает читать для Катьки рэп, будто какой следящий за тенденциями музыкального бизнеса индийский герой. Педагога и родителя в одном лице заменяет отморозок Бешеный, сыгранный популярным артистом Гошей Куценко.

Юмор имеет оттенок сугубо замогильный, а любимых девчонок таскают за ноги и за руки уже остывшими.

Убивают в фильме вообще легко и много, камера черным вороном кружит над бессмысленно глядящими в никуда серыми мертвыми лицами, а потому получается такой удивительный «Ералаш» с трупами. Живые, впрочем, выглядят в кадре не лучше, и в этом главная проблема как фильма, так и близкого ему духовно тележурнала. Подростки в кадре должны походить на подростков на улице и совершать поступки, которые можно если не повторить, что, понятно, не дай бог, то хоть представить себе в реальной жизни.
Когда, например, Нив Кэмпбелл кричит соответственно в «Крике» (хоть и пародийном, но вполне себе страшном), в ее вопли немедленно верится. Тогда как сюжетные маневры героев «Уикенда» (фильма серьезного), то как бы незаметно выходящих из дома мертвого друга среди бела дня при скоплении дворового народа, то ловко засовывающих его же тело в набитый автомобильными покрышками багажник, доверия, как рекламные обещания выиграть холодильник с помощью пивной крышки, не вызывают.

С чем в картине Санаева, автора превосходного романа «Похороните меня за плинтусом», хорошо, так это с моралью, которой здесь товарный вагон. Следует, однако, заметить, что зритель идет на молодежный триллер не с целью стать немного лучше, умнее и добрее, а за чем-то еще.