Пенсионный советник

Агенты паранойи

Иван Зельбин 03.11.2005, 12:58
Фото: moviereporter.net

Среди фильмов на редкость интересной программы IV Московского аниме-фестиваля каждый найдет ленту по вкусу.

В Центральном доме предпринимателя начинается традиционный фестиваль японской анимации. Программа на этот раз очень насыщенная: за четыре дня будут показаны девятнадцать картин, подобранных с таким расчетом, чтобы остались довольны и любители высоких мелодрам, и фэнтезийных эпосов, а также хентай, киберпанка и роботов-трансформеров.

Фильмом открытия организаторы сделали «Последнюю фантазию VII: дети пришествия» Номура Тецуя. Выбор понятный: вторая экранизация культовой ролевой игры – последний хит японского бокс-офиса, уже обреченный на то, чтобы, как и его предшественник, задавать тон в трехмерной анимации в ближайшие несколько лет. Тем, кто не ориентируется в игровой среде FF, разобраться что к чему без рюмочки сакэ будет здесь довольно трудно, тем более что и герои и сюжет никак не связаны с пятилетней давности фильмом Хиронобу Сакагучи, одного из отцов-основателей вселенной FF.

Фильм, впрочем, заслуживает внимания не только упертых геймеров – это яркий пример «нового стиля», диктующего моду в современном аниме, когда высокие технологии, трехмерные красивости и виртуозный экшн подаются с этакой щеголеватой отстраненностью. Особенно щеголеватой в еще одном образчике нового стиля — «Самураях-7», стильной футуристической реплики Акиры Куросавы от создателей сериала «Изгнанник», недавно прошедшего по российскому ТВ.

Для поклонников олдскул такая эстетика покажется неуютной и холодной, но и они будут вознаграждены.

Сегодня же вслед за «Фантазией» будет показан долгожданный «Стимбой» — последний фильм Кацухиро Отомо, классика 80-х и создателя легендарной антиутопии «Акира», под знаком которой последние пятнадцать лет развивается японская научная фантастика (и чьи апокалиптические ноты нетрудно расслышать в той же FF с ее крестовым походом детей-мутантов).

«Стимбой» на самом деле скорее из века прошлого, чем нынешнего: Отомо начал работать над ним в 95-м, однако проект был остановлен и был завершен лишь через десять лет уже в другую в общем-то эпоху. В сравнении с тревожным и колючим «Акира» это фильм мейнстрима: в 90-х Отомо проделал ту же эволюцию, что отцы-основатели киберпанка с Запада – от контркультурных опытов к изящному ретрофутуризму. Вслед за Гибсоном и Стерлингом, придумавшим жанр «паропанк» в романе «Дифференциальный исчислитель», «Стимбой» живописует викторианскую Англию, изобретшую нечто вроде парового перпетуум-мобиле.

Изумительная по выделке деталей работа: можно еще раз охнуть, глядя, как замыленная викторианская эстетика превращается в японских умелых ручках в цветок не от мира сего.

Кроме Отомо в программе будет представлен еще один кибер-классик Мамуро Ошии с двумя ранними фильмами — «Полицией будущего» 1990 года и одноименным сиквелом 1993-го. На рубеже 90-х, задолго до визионерского «Призрака в доспехах», «Авалона» и недавней «Невинности», Ошии работал в особом поджанре аниме, имеющем дело с аномальными механическими устройствами, танками, гигантскими роботами и прочей экзотичной машинерией. Гигантоманией у режиссера в равной степени страдают как полиция, так и криминальные авторитеты футуристического Токио. Это классические образчики жанра mech, суперпопулярного в то время.

Сравнить день нынешний и день минувший можно еще раз, посмотрев дилогию «Армитаж» Хироюки Оти и Кацухико Акиямы. Тоже киберпанк (Эрмитейджем звали одного из героев «Нейроманта» Гибсона, а в фильме зовут детектива, расследующего заговор киборгов «третьего типа») и тоже с разрывом в десять лет: первый рисовался ручками в 1994-м, второй – еще один пример «холодного стиля» и вездесущего 3D.

Похоже, что сопоставление старого и нового киберпанка – главная интрига нынешнего аниме-феста, впрочем, как и всей японской анимации, в которой сейчас происходит очередная смена вех: гуманистическую эзотерику 90-х сменяет бескомпромиссная антиутопия.

«Эльфийская песнь» Мамору Канбэ о жестокой дружбе сбежавшей из тюрьмы мутанта-киллерши и двух токийских тинейджеров – хороший пример этой новой интонации.

Впрочем, главный сюрприз фестиваля – не фильм открытия, рассчитанный больше на фанатов, и не наглядная эволюция кибермеханизмов, а мини-ретроспектива гениального Сатоси Кана, чье имя у нас известно меньше, чем заученный ряд из героев прошлого десятилетия — Хаяо Миядзаки, Мамуро Ошии и Кацухиро Отомо. Его «Актриса тысячелетия» — драма а-ля Пруст в невозможном стиле анимационной псевдодокументалистики – это последний решающий аргумент для тех, кто до сих пор сомневается, что аниме сейчас – важнейшее из всех искусств (если таковые остались, конечно же). Два последних фильма Кана — «Однажды в Токио» и прошлогодний «Агент Паранойи» — еще два шага в сторону от засилья эскапистской фантастики, с которой обычно это искусство ассоциируют. Первый – рождественская мистерия с участием алкоголика, трансвестита и токийского бомжа, второй – очень странный мини-сериал, принесший Кану звание Дэвида Линча от анимации. Все три фильма уже занесены в разряд новейшей классики.

Из неподвластной же холодным стилям классики старой на фестивале покажут хрестоматийную трилогию «Воспоминания о будущем» (похоже, это постоянный гость нашего аниме-феста) и «Могилу светлячков» Исао Такахаты, военную ретромелодраму в декорациях последних дней перед капитуляцией Японии, шедшую еще в советском прокате в конце 80-х.

Рекомендации. С такой хорошей программой давать их довольно сложно. Но тем, кто хочет ограничиться хитами, это, безусловно, «Актриса тысячелетия» (один сеанс в субботу) и сегодняшний «Стимбой». Для обремененных детьми хорошим выбором будет корейская семейная сказка «Хаммербой» (удобный дневной сеанс в субботу). Тем, кто знает о японской анимации все, стоит обратить внимание на полузабытый «Дарксайд» и корейскую фэнтези «Повелитель призраков» — корейцы сейчас набирают обороты. Почитателям клубнички – прямая дорога на «Меццо: игра со смертью», очередную работу от режиссера скандального хентай «Кайт». Те же, кто забредет на фест случайно, имеют все шансы попасть на очередную серию развратного «Уроцукидодзи» или новую главу из «Манускрипта ниндзя».

Мучиться с выбором можно уже сегодня в кассах ЦДП.