— Мистер Дэвис, в российских школах вскоре появятся школьные управляющие советы. Что это такое?
— Это добровольные общественные объединения, создаваемые в школах. Их задача — определять стратегию развития своей школы и управлять ею. С одной стороны, они служат противовесом школьной администрации, с другой — контролируют ее деятельность, а с третьей — помогают выбирать оптимальные решения, определяющие всю школьную жизнь. В английских школах система управляющих советов существует более 40 лет.
— Кто в них входит?
— В зависимости от величины школы в общей сложности 13-20 человек, представляющих все школьное сообщество. Возглавляет управляющий совет, как правило, директор (если только совет специальным решением не лишает его этой возможности). Но самой крупной его группой, до одной пятой, являются родители. Есть представители учителей (в нашей школе, например, два человека), других сотрудников школы (еще один) и, наконец, школьники старших классов. Правда, они не могут голосовать: по английским законам дети до 18 лет не имеют такого права. Но они участвуют во всех заседаниях, отстаивают точку зрения школьников, имеют право спорить с остальными членами совета. Еще в советы входят представители спонсоров (если таковые имеются), а также представители местной власти. Их не выбирают, а из числа добровольцев, живущих неподалеку от школы, назначают местные органы образования.
— Вы хотите сказать, что органы власти в школьном совете в Англии представлены не чиновниками, а «простыми людьми»?
— Именно так. Желающие работать в школьных управляющих советах подают заявления в местные органы образования (кстати, совсем не обязательно, чтобы там учились их дети). Их анкеты подробнейшим образом рассматриваются властями и проверяются в полиции. По английским законам в школах не могут работать лица, когда-либо объявлявшиеся банкротами, люди с криминальным прошлым, особенно те, кто совершал неблаговидные поступки в отношении детей, например педофилы. Прошедших отбор местные власти направляют в ту или иную школу в зависимости от того, представитель какой специальности там в данный момент нужнее: юрист или финансист. В нашу школу, например, только что прислали няню. В среднем в каждую школу попадает по три-пять человек, однако по закону представителей власти в совете не может быть больше, чем родителей. И никаких политических соображений при назначении членов совета. Школа не место для политики.
— Что движет теми, кто хочет работать в школьных советах бесплатно? Особенно если там не учатся их дети...
— Как это «что движет»? А что движет человеком, придерживающим для других дверь в метро? Чувство принадлежности к обществу! Мы все живем в одном обществе, и нашим детям в нем должно быть комфортно. Когда мы учились в школе, система образования заботилась о нас. Закончив школу, мы должны позаботиться о ней. Возвращаем, так сказать, долги. Конечно, мы платим налоги, которые частично идут на содержание школ. Но для многих отдать свои деньги недостаточно, они готовы отдать бесценную вещь — свое время. Эти люди хотят личного участия в поддержке школы. И достигают его именно таким образом.
— Зачем, собственно, нужны управляющие советы?
— Во-первых, чтобы контролировать, как школьная администрация расходует деньги налогоплательщиков. В школе, где есть управляющий совет, директор школы никогда не потратит школьные деньги на покупку себе нового автомобиля. Каждое его действие там всегда под контролем: что купили, зачем, какую пользу это принесет детям, что вообще мы можем себе позволить и т. д. и т. п. Но уж если совет решил что-то сделать, то он окажет директору школы полную поддержку. И поможет чем сможет. Скажем, подскажет, где выгоднее всего купить для школы компьютер.
— За чей счет? Российские родители постоянно жалуются на школьные поборы.
— В государственных школах Англии родители платят только за факультативные занятия по музыке. Например, за обучение ребенка игре на скрипке. Ну и за экскурсии. Иногда, правда, собирают чуть больше, чем стоит поездка ребенка. Разница идет на оплату поездки с классом учителя и кого-нибудь из сопровождающих взрослых. А за детей из малообеспеченных семей заплатит школа.
— Из каких средств?
— Из своего бюджета. Схема такая. Государство выделяет школьные деньги местным органам образования. Те их распределяют по школам, добавляя немного за счет местных налогов. Около 80% полученного школой уходит на зарплаты учителям, а остальные 20% — на различные налоги, оплату счетов за электричество и отопление, покупку каких-нибудь занавесок и так далее. Но если немного сэкономить, деньги можно пустить на помощь нуждающимся. В одной из наших школ, например, были девочки-двойняшки. Их мать не могла позволить себе купить школьную форму обеим, так что девочки ходили в школу по очереди. Школа купила форму второй, и теперь они приходят учиться вместе.
— Кто имеет право распоряжаться школьными деньгами?
— Как раз управляющий совет. Правда, некоторую часть суммы директор школы может потратить самостоятельно. Но она всегда четко оговорена. В нашей школе, например, эта сумма не может превышать 20 тыс. фунтов в год, за каждый из которых директор должен отчитаться.
Кроме решения финансовых вопросов важнейшей функцией управляющего совета является назначение директора школы. Понятно, что от личности директора зависит будущее школы. И если совет ошибется, дела в ней пойдут вкривь и вкось.
— И региональное начальство от образования никогда не вмешивается в этот процесс?
— Только если обладает информацией о кандидате, которая делает его назначение невозможным. Но главная ответственность за назначение лежит все же на совете.
— А если между директором и управляющим советом возникает конфликт, может ли управляющий совет взять и уволить директора школы?
— Он может запустить этот процесс, на что есть своя процедура. Но в дело обязательно вступят представители местных органов управления. Они первым делом выяснят причину конфликта, а затем усадят стороны за стол переговоров.
— Занимаются ли управляющие советы разбирательством конфликтов между учениками (родителями) и учителями?
— Только в крайнем случае. Обычно это дело директора школы, ведь управляющий совет должен решать стратегические вопросы. Но если директор не справляется со своей задачей и конфликт продолжается, родители могут пожаловаться в управляющий совет. Тогда, конечно, он вмешается и разберется в происходящем.
— Прямо какая-то система сдержек и противовесов…
— Точно. Именно система сдержек и противовесов. Кроме того, управляющий совет решает, каким должен быть штат школы, определяет ее политику — носить ли форму, вводить ли дополнительные уроки по музыке, куда везти детей на экскурсии. Определяет правила поведения в школе, попутно решая, как быть с детьми, которые им не следуют. Наконец, решает, когда начинаются и заканчиваются школьные каникулы.
— А что, все английские школьники уходят на каникулы в разное время?
— Не совсем. Управляющие советы всех школ предлагают свои варианты графиков каникул. Потом местные органы образования выбирают самые популярные и утверждают для всего графства. В разных графствах они, действительно, могут не совпадать. Например, в некоторых школьные каникулы были на прошлой неделе, в других они только начинаются.
— Мечта многих российских родителей — влиять на программы обучения своих детей. Корректируют ли содержание образования управляющие советы в Англии?
— Это явно не их задача. Как неспециалист может указывать учителю, чему и как он должен учить детей?! Только если дети плохо сдают экзамены, совет может поинтересоваться, почему так получилось и что учитель собирается делать, чтобы не допустить подобного впредь.
Что же касается российской системы школьного образования, то, честно говоря, я далеко не все в ней понимаю. А многое мне представляется совершенно лишенным логики. В частности, взаимоотношения между школой, правительством и местными властями. Многое, на мой взгляд, чрезмерно усложнено, и в том числе язык, на котором у вас говорят люди из образовательной среды. Чуть ли не для каждого понятия в нем существуют десятки различных терминов, и вместо того чтобы принять ясное и простое решение, люди исписывают десятки страниц.
— Нужны ли в принципе управляющие советы российской школе?
— Без сомнения! Прежде всего — чтобы приблизить к ней общество. Дети от этого только выиграют, да и общество будет не раскалываться, а объединится. Это отличный способ сплотить людей для воспитания должным образом будущих поколений граждан.
— Не знаю, как насчет будущих поколений, а вот нынешнее поколение директоров школ будет уверять, что вмешательство извне только усложнит работу, которую из последних сил (и почти задаром) ведут наши учителя.
— Этого я, кстати, тоже не понимаю. Почему вашим учителям так мало платят? Если бы я когда-нибудь встретил вашего президента, то обязательно спросил у него, почему людям, обеспечивающим будущее страны, не платят как следует. Куда же в таком случае идут собранные в стране налоги?!
Что же касается директоров школ, то я не думаю, чтобы они возражали против создания управляющих советов. Они будут не мешать директорам, а вместе с ними решать, как лучше распорядиться средствами, что лучше купить для школы, какие для этого есть возможности. И, между прочим, окажут директору поддержку и защитят его от местных властей, если что-то вдруг пойдет не так. Ведь решение-то принимали все вместе. Если до введения управляющих советов директор школы был один на один с целым миром, то теперь у него будут союзники. Союзники, а не противники!
— Это как сказать. Особенно если управляющие советы в России тоже будут по большей части состоять из родителей. У них со школьной администрацией подчас складываются не очень дружественные отношения. В последнее время наши родители жалуются, что под предлогом борьбы с терроризмом их перестали пускать в школу.
— В Англии, между прочим, тоже нельзя взять и ни с того ни с сего явиться в школу. Младшая школа всегда была закрыта для неожиданных посещений взрослых, да и средняя не проходной двор. За безопасность детей отвечает директор, и без специального приглашения в школу не пустят даже меня, члена управляющего совета. Английские родители общаются с учителями только один или два раза в год на родительских собраниях. А если нужда пообщаться с учителем возникает внезапно, то, как и в любое другое учреждение, в школу надо предварительно позвонить и попросить, чтобы учитель назначил встречу.
— Во всех ли английских школах есть управляющие советы?
— В государственных — во всех. В частных школах функции управляющих советов принадлежат менеджменту — совету директоров, нанятому владельцем.