article
Слушать новости

Грузите окорочка бочками

Известный депутат Алексей Митрофанов, завершив съемки эротико-политической картины «Юлия», выпустил книжку про новые похождения Остапа Бендера.

Лавры шаловливого отпрыска янычар с длинным именем Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей не дают покоя творческим людям. Не успели доснять «Золотой теленок» с Меньшиковым в роли Остапа, как забило в набат крупнейшее российское издательство «ЭКСМО» — скандальный депутат Алексей Митрофанов написал римейк книги «Двенадцать стульев». Римейк именуется незамысловато — «Двенадцать кресел» и повествует о похождениях наследника великого комбинатора в 90-е годы. Зовут наследника малость покороче, но тоже вполне прозрачно: фамилия его Семаго, а имя-отчество — Владимир Вольфрамович (привет аншлаговским пародистам).

Алексей Валентинович вообще не сильно себя утруждал.

Книга начинается со слов: «В половине двенадцатого со стороны Сокольников в центр Москвы вошел молодой человек лет двадцати восьми — сорока. За ним бежал беспризорный. «Дядя, - весело кричал он, - дай десять копеек». Дальше — по накатанной: мучительный выбор между двумя вариантами карьеры — квартирным кидаловом и организацией телевизионного эстрадного конкурса, знакомство с политически необразованным дворником, «Кому и ЖЭК нежилое помещение», визит в дворницкую пожилого благообразного Конрада Карловича, но уже не регистратора ЗАГСа, а главы карликовой Консервативной партии. Ну а потом новый Остап, не размениваясь на бриллианты мадам Петуховой, делает блестящую политическую карьеру, посадив все это сборище лузеров — своих однопартийцев — в Госдуму. Но и здесь с креативом господин Митрофанов особо не напрягался, а просто сметал на живую нитку несколько реальных эпизодов буйной партийной истории родной ЛДПР, вроде знаменитого скандала с американскими окорочками.

А монологи своего Владимира Вольфрамовича, похоже, пошло законспектировал: «Мерзавцы, подонки, пятая колонна, цэрэушники проклятые! Кому я должен доказывать?! Жуем гадость, объедки, натовские запасы пятидесятых годов!»

Ну и далее со всеми остановками. Если шутки, то про то как Остап-Семаго сдавал сперму, общаясь с избирательницами-медсестрами через картонную стенку. Если стиль, то: «Босс сам ворвался в туалет в сопровождении пяти телекамер. Справлявшие естественную нужду сразу отпрянули от писсуаров и спрятали это дело в штаны».

Дело даже не в том, что известный политик написал плохую книжку. Книжки сейчас пишут все, от Юрия Лужкова до Ксении Собчак и Маши Малиновской. Это новый трэнд, модно быть писателем. Дело в другом. На презентации книги Алексей Митрофанов говорил много, и все в своем фирменном стиле. Но одна умная мысль все-таки прозвучала — о том, что Остап Бендер возвращается к нам с известной периодичностью.

Действительно, есть в отстраненной неуловимости великого комбинатора что-то мистическое.

Родившись на стыке 20-х — 30-х годов, он потерялся на треть века и вернулся только на стыке 60-х — 70-х, в фильмах наших лучших режиссеров: в 68-м «Золотой теленок» Михаила Швейцера с Сергеем Юрским, в 71-м «12 стульев» Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили, в 77-м «12 стульев» Марка Захарова с Андреем Мироновым. Тогда же командор автопробега впервые реинкарнировался в книжке: в начале 60-х вышел роман Олега Сидельникова «Нокаут» — жуткий советский сатирический трэш про американских шпионов-вредителей в Средней Азии, где в одном из эпизодов постаревший Остап отечески поучал главного шпиона никогда не вредить Стране Советов. Потом вновь долгое молчание, и на рубеже девяностых-нулевых посыпалось: фильм Василия Пичула «Мечты идиота» с шоуменом Сергеем Крыловым, немецкая версия «12 стульев», снятая силами некогда популярной комик-группы «Маски», телеверсия с Николаем Фоменко и Ильей Олейниковым, заканчиваются съемки уже упоминавшегося «Теленка» с Меньшиковым. Литература, как всегда, отстает, но и здесь Митрофанов не первопроходец, в прошлом году увидела свет книга Бориса Леонтьева (известного серией «Новых приключений Штирлица») «Триумф великого комбинатора, или Возвращение Остапа Бендера». Печальная тенденция понятна: Остап быстро учится и все с большей ловкостью уклоняется от творческих объятий, как некогда ускользал от длани Фемиды.

А ведь просил же, как людей просил: «Сделайте мне красиво!». Ан нет, и даже не то что не хотят, просто не могут. Проекту Митрофанова нельзя отказать в определенной бендеровщине, но уж больно она кастрированная, ведь напористое нахальство было лишь одной из составляющих харизмы Остапа Ибрагимовича, и не самой значимой. На презентации переквалифицировавшийся депутат уверенно говорил об экранизации своего творения, сетуя лишь на нехватку достойных режиссеров: «Вот если бы Марк Захаров согласился стариной тряхнуть…». Похоже, запамятовал цитату из другого фильма Марка Анатольевича: «В этом есть какой-то непостижимый и неумолимый закон природы: вино переходит в уксус, Мюнхгаузен — в Феофила».

Алексей Митрофанов «12 кресел», М., ЭКСМО, 2005.

Поделиться:
Mail.ru
Gmail
Отправить письмо
Подписывайтесь на наш канал @gazeta.ru в Telegram
Подписаться
Новости и материалы
Все новости