Как сообщает пресс-служба МВД Республики Дагестан, убийство произошло вчера поздно вечером. Примерно в 21.15 возле дома на улице Маяковского в Махачкале, в котором проживал Варисов, неизвестные лица в упор расстреляли автомобиль, в котором находились политолог, его жена и шофер. Водитель получил ранения и был госпитализирован. Супруга Варисова не пострадала. Введенный в действие сразу после происшествия план «Перехват» положительных результатов не дал. По факту убийства махачкалинской прокуратурой возбуждено уголовное дело. Правоохранительные органы уже выдвинули в качестве основной версии убийства профессиональную деятельность Варисова.
Варисов — один из самых известных дагестанских политологов, директор Центра стратегических инициатив и политических технологий. Он долгое время работал в Народном собрании Дагестана, а затем в министерстве по делам национальностей. Последние три года работал и как журналист, ведя свою полосу политической аналитики в крупнейшем дагестанском еженедельнике «Новое дело».
Как рассказала «Газете.Ru» журналист «Нового дела» Румина Эльмурзаева, «в последнем пятничном номере газеты Варисов опубликовал большую статью, посвященную событиям в Бороздиновской, назвав это крупной политической провокацией.
Он сформулировал несколько положений, позволяющих найти выход из сложившейся ситуации. Во-первых, люди все-таки должны вернуться в станицу. Им должны четко и вразумительно объяснить, что произошло, назвать всех виновных и сообщить, где находятся похищенные жители. Но главным условием дальнейшего спокойного сосуществования дагестанцев и чеченцев Варисов называл обеспечение безопасности. Люди должны знать, что им ничего не угрожает. «Он считал, что события в Бороздиновской, а особенно их последствия, накаляющие ситуацию в обоих регионах, одинаково выгодны властям как в Чечне, так и в Дагестане. Его позиция была четкая. Он прямо писал о том, что сейчас большинство политиков занимаются не урегулированием конфликта, а зарабатыванием политических очков на крови убитых», — рассказали «Газете.Ru» в редакции.
«Анализ событий, которые еженедельно публиковал Варисов, — пожалуй, самая грамотная политическая аналитика в регионе. Очень часто использовал в материалах отчеты своего центра политических исследований. Он был в курсе всех закулисных политических интриг. К нему журналисты часто обращались за консультациями, и Варисов всегда четко мог объяснить, кому выгоден тот или иной проект».
«Последний год за ним следили. Он писал об этом на страницах нашей газеты, обращался в правоохранительные органы с просьбой выделить ему охрану, но в этом ему отказали», — добавила коллега убитого.
Она подчеркнула, что Варисов был одним из тех, кто пытался ослабить межэтнические конфликты в регионе. В своих статьях журналист активно проводил политику примирения и объединения Дагестана. Эльмурзаева также напомнила, что месяц назад в Махачкале был взорван министр по делам национальной политики, информации и внешним связям Дагестана Загир Арухов: «Блестящий дипломат, умница, он, как и Магомед Загидович, был идеологом единого Дагестана, боролся за то, чтобы все этносы, населяющие республику, забыли о своей вражде во имя общего процветания».
На пост министра Арухов был назначен после убийства предыдущего министра по делам национальной политики, информации и внешним связям Магомедсалиха Гусаева, которое произошло 27 августа 2003 года. Гусаев был убит взрывом мины направленного действия, положенной на крышу его автомобиля.
Комментируя «Газете.Ru» убийство Варисова, депутат Госдумы Гаджи Махачев, участвовавший в митингах аварцев после зачистки Бороздиновской (Варисов, кстати, тоже аварец), подтвердил, что ситуация в республике последнее время накалилась до предела. «Это, к сожалению, не первый и, боюсь, не последний случай. Постоянно запугивают людей. По-моему, уже введена лицензия на отстрел журналистов. А Варисов был честный человек. Скорее всего, его профессиональная деятельность и стала причиной убийства», — сказал Махачев.
Корреспондент «Нового дела» Румина Эльмурзаева в этом нисколько не сомневается: «Несмотря на то что в последнем материале он дал подробный анализ событий в Бороздиновской, ни одного имени он не назвал. Мы ждали, что, может быть, в следующей статье он скажет что-то более конкретное, назовет имена. Вот как раз сегодня он должен был сдать материал. Он всегда в среду сдает материалы к пятничному номеру».