Внешэкономбанк и ОАО «Роснефть» в среду опровергли вторничные заявления высокопоставленных правительственных чиновников: министра финансов Алексея Кудрина и главы Федерального агентства по энергетике Сергея Оганесяна.
Кудрин заявил, что для приобретения «Юганскнефтегаза» «Роснефть» использовала кредит Внешэкономбанка на сумму $6 млрд, который, в свою очередь, был привлечен у китайских банков. А расплачиваться по кредиту компания будет нефтью: глава Федерального агентства по энергетике Сергей Оганесян во вторник заявил, что предоплата (как раз необходимые $6 млрд) от CNPC по контракту до 2010 года «Роснефтью» уже получена полностью.
Внешэкономбанк в среду выступил с публичным заявлением, в котором он отрицает свою причастность к покупке «Юганскнефтегаза»: «Внешэкономбанк не принимал и не имеет поручения принимать участие в покупке акций «Юганскнефтегаза». Что касается распространяемых предположений относительно использования привлеченных Внешэкономбанком в КНР кредитных ресурсов для приобретения ОАО «Юганскнефтегаз», то они «безосновательны и не соответствуют действительности», отмечается в сообщении банка.
Кроме того, заявлено, что «Внешэкономбанк в рамках выполнения агентских функций по централизованным внешнеэкономическим операциям привлек кредит консорциума китайских банков с целью финансирования долгосрочных и стабильных поставок российской нефти в Китайскую народную республику».
А вслед за Внешэкономбанком заявление сделала и компания «Роснефть». Как говорится в сообщении компании, она договорилась с Китаем о продаже 48,4 млн тонн нефти на период до 2010 года включительно и уже получила за них предоплату в размере $6 млрд, которые, однако, не использовались при приобретении «Юганскнефтегаза», основного добывающего актива ЮКОСа.
«Роснефть» подтверждает, что в данной схеме действительно задействованы российские и китайские финансовые институты, в том числе Внешэкономбанк — в качестве банков-агентов. «Однако привлеченные таким образом средства, которые уже получены российской стороной, никак не связаны с приобретением акций «Юганскнефтегаза», а имеют целевым назначением инвестиции в производственно-хозяйственную деятельность «Роснефти» и реализацию ее капиталоемких стратегических проектов», — утверждают в компании.
Очевидно, что ВЭБ и «Роснефть» после «разоблачения» пытаются запутать следы в цепочке участников покупки «Юганскнефтегаза». Ведь группа компаний MENATEP уже заявила, что привлечет к ответственности и Внешэкономбанк, и китайские банки, если они финансировали покупку «Юганскнефтегаза».
Управляющий директор группы MENATEP Тим Осборн заявил: «Если они (Внешэкономбанк и китайские банки) способствовали краже «Юганскнефтегаза», то мы рассмотрим возможность мер против них в западных судах, мы подадим иски». Он также подчеркнул, что группа внимательно изучит, где эти банки имеют активы.
Юрист юридической фирмы «Вегас-Лекс» Анна Худанова считает, что доказать причастность Внешэкономбанка к финансированию покупки «Юганскнефтегаза» будет затруднительно, хотя, «учитывая схему кредитования (CNPC--китайские банки--ВЭБ--«Роснефть»), вроде бы понятно, что Внешэкономбанк участвовал в кредитовании «Роснефти» для приобретения «Юганскнефтегаза».
«Но, естественно, никаких договоров о том, что Внешэкономбанк выдавал кредит для этих целей, нет. То есть формально банк не кредитовал покупку спорного актива, и, учитывая политическую ситуацию, в российских судах обращения MENATEP обречены на неудачу».
При этом, по словам Анны Худановой, в зарубежных судах к этому вопросу подойдут не так формально, как в российском суде: «В западных судах ситуацию будут брать целиком и будут выявлять всех участников сделки».
Ее коллега из консалтинговой группы «Экспертиза» говорит, что, по американскому законодательству, будет действовать «принцип раскрытия», по которому будут раскрыты все звенья цепочки по продаже «Юганскнефтегаза».
А если суд Хьюстона вынесет постановление о том, что ЮКОС — банкрот, это будет с точки зрения американского суда дополнительным подтверждением неправомерности продажи «Юганскнефтегаза», и в таком случае банки - -участники финансирования могут понести ответственность. В частности, могут быть арестованы счета Внешэкономбанка за рубежом.
Если бы компания имела в распоряжении предоплату от китайцев, то она в первую очередь расплатилась бы по долгам: в среду «Юганскнефтегаз» получил письмо от западных кредиторов с требованием исполнить кредитные обязательства ЮКОСа по предэкспортному кредиту на сумму $1 млрд, гарантом которого он является. Банки требуют погасить оставшуюся часть долга на сумму $540 млн. «Мы требуем от вас, чтобы вы совершили немедленные и полные выплаты по оставшемуся долгу», — заявили банкиры.
Согласно гарантиям со стороны «Юганскнефтегаза», нефть не может быть использована в качестве залога, пока кредит не будет погашен. Теперь у «Роснефти» могут возникнуть серьезные неприятности как со стороны западных банков (Citibank, Commerzbank, Credit Lyonnais, Deutsche Bank, HSBC, ING и координатора сделки — Societe Generale), так и со стороны Пекина, который в случае судебного преследования «Роснефти» может не получить проплаченную им нефть.
Открытым до последнего времени оставался вопрос, где «Роснефть» взяла еще около $4 млрд для оплаты «Юганскнефтегаза», который на аукционе 19 декабря был продан за $9,35 млрд. Завесу тайны приоткрыли индусы. Представитель министерства нефтедобычи Индии заявил в среду, что индийская ONGC ведет переговоры о выдаче кредита на $4 млрд компании «Роснефть». Очевидно, в ближайшее время «Роснефти» придется рассказывать, в каких целях она будет использовать еще и этот кредит.