Лимонов здесь

Экранизация ранних произведений Эдуарда Лимонова «Русское» с бунтующими блатными и жестокими девочками рассказывает, из чего выковывается судьба.

Пока президент Ющенко и президент Путин вежливо улыбаются друг другу за дружественным московским столом, никакой ноты протеста со стороны Украины по поводу фильма «Русское» ждать, конечно, не приходится.
Но если вдуматься, тихую и низкую ноту независимое государство запросто могло бы издать. Ну какое, если вдуматься, «русское», если речь идет о городе Харькове? Назовите, мол, «Советское» или еще как-нибудь правдиво, коль речь идет о молодых годах подростка Савенко, который псевдоним с окончанием «ов» взял себе в сознательном возрасте. Впрочем, Украина, наверное, так устала биться за право первородства Гоголя, что на писателя Лимонова у нее не осталось решительно никаких сил и на него, кажется, особо не претендует.

Но режиссер Велединский, соавтор сценария сериала «Бригада» и режиссер сериала «Закон», говорить хочет от лица классической русской литературно-культурной традиции, которая не прерывается, очевидно, благодаря вот этим вот чертякам-молодцам. Бунтарям, молодым гениям, которые как с восемнадцатого века начали в Москву ходить в поисках должных возможностей, так и до сих пор и тянутся. А следовательно, и картина называется этим огромным обобщающим словом, которое задает тон претензии, ни много ни мало.

Фильм, снятый по мотивам лимоновских произведений, конечно же, это огромное объяснение в любви режиссера писателю. При том, что идет он меньше двух часов, кажется, что идет как минимум часа четыре, и от этого это объяснение кажется еще огромней. Эдди-бэби (Андрей Чадов) читает стихи на площади, привлекая внимание публики, пока его друг тырит по карманам – очень нужны деньги. Хорошенькая бессердечная девочка никак не хочет давать Эдди, пока он не сводит ее в ресторан.

Где-то там, в далеком американском будущем, молодая жена Лимонова, Леночка, тоже захочет дорогих ресторанов, успеха и больших мужчин, растерзает Лимонову сердце и инспирирует появление на свет очень хорошего романа о большой и нечистой любви.

Но пока харьковская нимфетка просит мальчика нарисовать ей на голой ноге стрелки, чтобы все выглядело похожим на недоступные чулки. Он будет вести по белой ноге жирную черную линию, умирая от любви и унижения. Мать с отцом тоже денег на ресторан не дадут, подталкивая сына на пубертатно-бескомпромиссный бунт против системы. Мальчик пишет стихи и якшается с блатными, орет на милиционера и орет на мать (восхитительная Дуся Германова), он готов пойти на грабеж и вообще готов спалить, растоптать, ногами этот город, раскидать эти родимые, тупые, красные дома.
Ну, потому что он влюблен, воспален и талантлив. Таких джеков лондонов и алексеев пешковых просто душит система, хоть советская, хоть антисоветская.

В результате парень загремел в дурку по полной программе, где и встретил сопротивленцев системе всех мастей. Особо хочется подчеркнуть, что он встретил там и двух продюсеров проекта, от души дуракаваляющих роли местных безумцев. Вот по невыносимо затянувшейся части с психушкой можно вспомнить, что проект в одно время предполагалось сделать телесериалом. Потом героя вовлечет в «Новый мир», как в мир литературный, нежнопомешанный читатель (Виктор Раков), и сценарий воровский романтической судьбы просто отпадет.

В конце фильма вас ждет гротесковый бунт блатных в честь освобождения поэта, разговор поэта с Богом и, если вы не очень любите Лимонова, то и душащее чувство растерянности от некоторой глупости произошедшего.

Эта юная по настроению и очень нежная картина, разбухшая от сырости лишних подробностей и избыточной экзальтации, может запросто убить незаинтересованного зрителя со вкусом. Если это снято о юности гения, так ведь никакой Лимонов и не гений – крепкий, хороший, трудолюбивый писатель, чье отчаянное желание быть вечно живым и молодым убежало дальше таланта. Если это снято о юности просто гения – так идите с таким фильмом подальше лесом и повстречайтесь там с серым волком — злым редактором. Если это экранизация, то это очень средняя экранизация.

Александр Велединский не скрывает, что в душе его живет такой же хулиганствующий пацан, но если Лимонов сумел из своего инфантилизма выковать судьбу и образ, может, вторичный и не всем симпатичный, но имеющий право на существование в культуре, то режиссеру его душевное семнадцатилетие в данном случае помогло мало.

А, черт, ведь и правда – жестокое, инфантильное, эгоистичное бунтарство, без конца, начала, осознанности и смысла – это, действительно, тоже оно. Русское.

Строить другие догадки по поводу названия фильма можно с 3 февраля в кинотеатрах «Синема Парк» на Калужской и на Октябрьском поле, «Витязь», «Киргизия».

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть