Фестиваль NET:
от Содома
до мультимедиа

Открывается фестиваль Нового европейского театра – NET. Гришковца не будет, зато обещаны Содом и Гоморра, вымазанные в муке Ромео и Джульетта и прочие аспекты актуального театрального движения.

Сегодня в Москве на сцене Центра имени Мейерхольда открывается фестиваль нового европейского театра – NET. В 1998 году группа молодых критиков решила дать достойный ответ чеховскому фестивалю, привозившему в столицу спектакли мэтров мировой режиссуры, и продемонстрировать театралам, чем занимаются режиссеры младшего поколения. Первый блин, как это часто бывает, оказался средних достоинств, зато NET впервые предъявил искушенной публике Гришковца, который тут же был страстно полюблен.

Так появился первый в России частный театральный фестиваль. NET хотел быть представительным и ежегодным, но деньги находить оказалось непросто, и иногда его программу приходилось составлять чуть ли не целиком из московских спектаклей, а один год и вовсе пришлось пропустить. Зато в каждом фестивале участвовал Гришковец с какой-нибудь своей новой постановкой – его организаторы стали считать своим талисманом.

Постепенно из группы театральных критиков, придумавших NET, остались двое: Марина Давыдова – обозреватель «Известий» и Роман Должанский из «Коммерсанта». Их вкус и выбор теперь и определяет представление столичных театралов о новом европейском театре.

Итак, вот программа. Открывает фестиваль французский венгр Жозеф Надж моноспектаклем «Дневник неизвестного». Режиссер и хореограф, танцовщик, актер и художник, руководитель Национального хореографического центра в Орлеане, Надж определенно относится к новому европейскому театру, хотя существенно старше его главных фигурантов — Наджу сильно за сорок. Его спектакли – по Кафке, Бюхнеру или собственным фантазиям — уже бывали в Москве, я не возьмусь коротко описать эти абсурдные и щемящие бессловесные действа в жанре, застрявшем где-то между танцем и драмой. Скажу одно: идти на него надо обязательно: на что бы ни оказался похож «Дневник…», спектакль Наджа всегда оказывается одним из тех впечатлений, которое окрашивает воспоминания о целом театральном сезоне.

Далее – «Ромео и Джульетта» литовца Оскараса Коршуноваса – европейский театральный хит последних полутора лет, сделанный по заказу Авиньонского фестиваля. Коршуновас уже был на NETе, показывал скандальный спектакль о молодых «Огнеликий», отягощенный инцестом, пироманией и убийством родителей. В нынешней шекспировской постановке ничего шокирующего и страшного не будет, и я очень советую вам взять с собой на спектакль детей-подростков. Коршуновас придумал эффектнейший ход: дома враждующих семейств он превратил в сверкающие металлические фабрики-пекарни, и соперничество Монтекки с Капулетти происходит среди клубов муки, гремящих ножей, скалок и раскатанных лоскутов теста.

Это такая дворовая война, где стенка на стенку идут фабричные против заводских, а веселая девчонка в платьице в цветочек из одной компании вдруг влюбляется в белобрысого и хмурого мальчишку из другой.

Надо сказать, эта история почти до самого конца развивается как стремительная и очень смешная комедия, только к финалу вдруг резко сворачивая в трагизм. И Ромео с Джульеттой, чьи лица вымазаны мукой, замирают в крутящемся кухонном чане, словно надгробная статуя.

Гришковца в этом году, к сожалению, не будет, зато покажет свой новый спектакль Иван Вырыпаев, год назад участвовавший в NETе со своим знаменитым рэп-манифестом «Кислород». Теперь он покажет сделанный по заказу солидного Штутгартского фестиваля спектакль «Бытие № 2», текст которого – препарированное Вырыпаевым сочинение пациентки психбольницы Антонины Великановой о Содоме и Гоморре. Второй отечественный участник фестиваля – Кирилл Серебренников с недавней мхатовской постановкой по пьесе братьев Пресняковых «Изображая жертву».

Еще один бывалый участник NETа – питерский инженерный театр АХЕ со спектаклем, который, по словам авторов, умещается в чемодане — «Господин Кармен». В нем не будет, конечно, сюжета Мериме, но в традиционном алхимическом безумии двух бородачей, Максима Исаева и Павла Семченко, одно за другим будут появляться отражения знаменитой новеллы: догоняющие друг друга куклы — мужчина и женщина, танцующие туфельки, трубка, письмо, кольцо, роза, бутылка, нож. И без конца написанные на бумаге и в воздухе — светом, водой, огнем имена: Хозе и Кармен. А когда в конце спектакля один из этих хмурых мужчин станет медленно падать и, зацепившись за что-то, из-за пазухи его станет медленно выползать красная газовая косынка, катарсис не заставит себя ждать.

Среди тех, кто впервые на фестивале, – неизвестный у нас, но уже весьма знаменитый в Европе молодой венгр Арпад Шиллинг с чеховской «Чайкой». Про Шиллинга говорят, что ни один его спектакль не похож на другой, но, тем не менее, все отмечают его мощную брутальность и сравнивают со скандальным украинцем Андреем Жолдаком.

Мне даже как-то рассказывали о спектакле Шиллинга под названием «Цирк рабочих» (так он назвал бюхнеровского «Войцека»), действие которого происходило в клетке, в каких держат дрессированных хищников, а все герои были голыми.

Зато «Чайка», по словам отборщиков, — спектакль совершенно минималистический. В нем нет декораций, играть его режиссер соглашается в любом помещении, а на сцену актеры выходят в современной одежде, той, в которой сегодня приехали в театр. Перед началом спектакля актеры смешиваются в фойе с публикой, оставаясь неузнанными, а на первые реплики выходят прямо из первых рядов. Вот эта современность и придает действию особый драйв. И в остальном, как говорят, спектакль замечательный.

И, наконец, два спектакля давно ожидавшейся знаменитости – Томаса Остермайера, тридцатишестилетнего руководителя берлинского театра «Шаубюне ам Ленинер Плац», лауреата всех возможных европейских премий, обласканного авиньонским фестивалем, устроившим в нынешнем году его персональную ретроспективу. Остермайера, без которого сегодня невозможно представить европейский театр, NET мечтал привезти давно и уже не раз начинал с ним переговоры. Но гонорар, который запрашивал знаменитый немец, всегда оказывался куда больше всего бюджета фестиваля, и от амбициозных планов приходилось отказываться. На этот раз повезло – благодаря «Российско-германским культурным встречам» основные траты по привозу Остермайера взяли на себя немцы, и мы увидим аж два его спектакля. Первый – ибсеновская «Нора», действие которой перенесено в современный эффектно отделанный пентхауз преуспевающего директора банка, а текст переписан молодым Мариусом фон Майенбургом.

Здесь похожая на Барби красотка Нора выходит на маскараде в костюме Лары Крофт, а в финале, не послушавшись Ибсена, не просто уходит из дому, а убивает перед этим своего лицемерного супруга.

Второй спектакль, «Концерт по заявкам» — бессловесное действо с единственной актрисой, той же изумительной Анн Тисмер, которая играла Нору. Здесь – напротив – торжество унылого, бедного и однообразного быта в жизни одинокой невзрачной женщины. Мы подробно, шаг за шагом, видим, что она делает, вернувшись с работы: как ест, слушает радио, раскладывает пасьянс, мучается животом в туалете, готовится ко сну. А потом, не в силах уснуть, встает и принимает смертельную дозу снотворного.

Этим жизнеутверждающим спектаклем и закончится нынешний NET, а во все время его работы в Музее архитектуры будет идти выставка-инсталляция французских хореографов Николь и Норбера Корсино под названием «Топология мгновения», где танец неузнаваемо преобразован с помощью мультимедийных технологий. И это тоже имеет отношение к новому европейскому театру.

Программа:

(Основная площадка фестиваля – Центр имени Вс. Мейерхольда)

1, 2 декабря — Национальный хореографический центр, Орлеан, Франция, «Дневник неизвестного», спектакль Жозефа Наджа.

4, 5 декабря — Театр Оскараса Коршуноваса / Городской театр, Вильнюс, Литва, Уильям Шекспир, «Ромео и Джульетта», постановка Оскараса Коршуноваса.

8, 9 декабря — Фестиваль NET и фестиваль «Театр мира», Штуттгарт, Германия, Антонина Великанова, Иван Вырыпаев, «Бытие № 2», режиссер Виктор Рыжаков.

8 , 9 декабря — Русский инженерный театр АХЕ, Санкт-Петербург, Россия, «Господин Кармен», постановка Макcима Исаева и Павла Семченко.

(на сцене Государственного театра Наций)

10 декабря — Московский художественный театр им. А. П. Чехова, Россия, Владимир и Олег Пресняковы, «Изображая жертву», постановка Кирилла Серебренникова.

(на Малой сцене МХТ имени Чехова)

11 декабря — Театр «Кретакор», Будапешт, Венгрия, Антон Чехов, «Чайка», постановка Арпада Шиллинга.

12, 13 декабря — Шаубюне ам Ленинер Плац, Берлин, Германия, Генрик Ибсен , «Нора», постановка Томаса Остермайера.

(на сцене Театра имени Моссовета)

13, 14 декабря — Шаубюне ам Ленинер Плац, Берлин, Германия, Франц Ксавер Крец, «Концерт по заявкам», постановка Томаса Остермайера.

Фестиваль NET представляет в рамках программы 2004 года проект Французского культурного центра в Москве: выставка-инсталляция N + N Corsino «Топология мгновения» хореографов Николь и Норбера Корсино, с 19 ноября по 12 декабря в Музее архитектуры имени Щусева.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть