Бензописьмо идет к премьеру

,
Антимонопольное ведомство объяснило, почему в России дорогой бензин. В этом виноваты мировые цены на нефть, неудачная география нефтепереработки и алчность нефтяных компаний, продающих нефть за рубеж. Чиновники не решились поведать премьеру, что основной причиной подорожания бензина стал рост налогов.

В среду руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев направил премьеру Михаилу Фрадкову письмо, в котором изложил позицию ведомства относительно роста цен на бензин на российском рынке. Он опирается на анализ, проведенный специалистами управления ФАС по контролю и надзору в топливно-энергетическом комплексе.

По мнению экспертов антимонопольного ведомства, рост цен на нефтепродукты, который фиксируется с мая 2004 года, связан, прежде всего, с объективными причинами, в первую очередь, ростом цен на углеводороды на мировых рынках.

«В конце августа — начале сентября конъюнктура на внутреннем рынке складывалась на фоне рекордно высоких мировых цен на нефть, — отмечают в ФАС. – Так, средняя цена на нефть марки Urals в конце августа — начале сентября составляла $36--$38 за баррель».

Рост цен на топливном рынке, по признанию ФАС, опережает общий индекс потребительских цен. Помимо роста цен на мировых рынках, антимонопольщики видят еще несколько причин для такого аномального подорожания.

Прежде всего, это «негативное влияние сложившегося в нашей стране территориального принципа развития рынка нефтепродуктов, который фактически привел к возникновению монополий в большинстве регионов страны и разделу рынка по территориальному принципу». По данным ФАС России, 63% субъектов Российской Федерации находятся в зоне высококонцентрированных рынков нефтепродуктов.

Другой значимой причиной роста цен в антимонопольном ведомстве считают сокращение предложения нефтепродуктов на рынке. По мнению ФАС, «это обусловлено сокращением их производства в силу более выгодных условий экспорта сырой нефти, а также ростом вывоза их за рубеж». По данным Минпромэнерго, на которые ссылается Артемьев, только 87% произведенных автомобильных бензинов и 46% дизтоплива поступили на внутренний рынок.

Еще одним фактором, способствующим быстрому росту цен на нефтепродукты, в ФАС, как ни странно, считают «сокращение доли малого и среднего бизнеса в сфере нефтедобычи». На фоне общего роста, подчеркивают эксперты ФАС, добыча углеводородов независимыми малыми и средними производителями сокращается.

И наконец, четвертой причиной подорожания нефтепродуктов называется изменение схемы налогообложения (снижение налога на добавленную стоимость (НДС) на 2% и рост акциза на 12%).

Неожиданно скромно в письме говорится о роли в повышении цены на бензин самих нефтяных компаний. Игорь Артемьев ограничивается констатацией того, что «ФАС России и его территориальные управления сталкиваются с попытками крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний получить необоснованную прибыль за счет необоснованного роста цена посредством монополистической деятельности».
Раньше ФАС неоднократно обвиняла российские компании в сговоре и необоснованном повышении цен на топливо.

«Очевидной глупости в письме Артемьева нет, — считает замдиректора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов, которого «Газета.Ru» попросила прокомментировать письмо руководителя ФАС. — Действительно, у нас ограниченное число компаний, монополизирован рынок сбыта». Но сейчас, отметил эксперт, ситуация улучшилась: раньше регионы были еще более четко поделены между нефтяными компаниями, монополизировавшими поставки топлива местным продавцам.

Аналитик сомневается, что письмо Артемьева произведет какой-нибудь эффект. «Полномочия ФАС в этой сфере мне не совсем понятны, — отмечает Ежов. — Кроме того, в письме руководитель агентства ограничивается простой констатацией давно известных фактов».

Например, соотношение доли нефтепродуктов, поставляемых на внутренний рынок и продаваемых на экспорт, остается неизменным уже многие годы. А значит, и этот критерий, как и монополизацию рынка, вряд ли стоит считать тем фактором, который привел к росту цен на бензин.

С некоторыми утверждениями ФАС эксперты рынка не согласны категорически. Так, нехватку средних и малых нефтепоизводителей на рынке не считают фактором, влияющим на цену бензина. Доля этих компаний в общей нефтедобыче невелика, собственных перерабатывающих заводов у них нет. Поэтому добытую нефть мелкие производители все равно вынуждены отдавать на переработку на НПЗ крупных вертикально интегрированных нефтяных компаний.

Самым существенным упущением со стороны специалистов ФАС Сергей Ежов называет недооценку ими налогового фактора. Впрочем, намеки на то, что в росте цен на топливо виноват не ценовой сговор монополий, а налоговая политика правительства, в письме содержатся.

«Правда, это не дело ФАС — разбираться в налогах, — отмечает Ежов. — Хорошо уже то, что в документе упомянуто про акцизы». Акцизы на бензин утверждаются правительством, напомнил Ежов. В зависимости от марки бензина акцизы составляют от трех с небольшим до 4,5 рублей за литр.

В письме не сказано ни слова о влиянии на рынок бензина растущего налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Между тем, ставка этого налога привязана к стоимости нефти на мировом рынке, поэтому ее рост автоматически приводит к повышению НДПИ и удорожанию нефтепродуктов на внутреннем рынке.

А поскольку цены продолжают бить все рекорды, стоимость бензина продолжит расти и в дальнейшем.

Сейчас бензин марки АИ-95 стоит от 14,9 до 15,2 рублей за литр. В начале года он стоил 11-12 рублей. Фактически, цена на бензин выросла на ту сумму, на которую увеличились акцизы и налоги. Всего, по оценке Сергея Ежова, почти половину цены бензина составляют налоги. И именно их рост, обусловленный подорожанием нефти в мире, в значительной мере привел к взлету цен на российских заправках.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть