Слушать новости
Телеграм: @gazetaru

«Иркут» выиграл МиГ у «Сухого»

,
Фото: migavia.ru
В пятницу стало известно, что авиастроительные компании РСК МиГ и ОАО «Иркут» будут объединены. Холдинг станет частью создаваемой объединенной национальной авиастроительной компании (ОАК). Противники ОАК считают, что к проблемам авиастроения эти процессы отношения не имеют – происходит передел собственности.

В «Иркут» входят Иркутское авиационно-производственное объединение, ОАО «ТАНТК имени Бериева», ЗАО «Техсервисавиа», ЗАО «БеТа-Ир» (Таганрог), ЗАО «ОКБ «Русская авионика»» (Жуковский), ЗАО «Итела» (Рыбинск) и ЗАО «Иркутaвиаcтеп».

26,7% акций корпорации принадлежат лично главе корпорации Алексею Федорову.

РСК МиГ была создана в 1999 году распоряжением правительства РФ. В комплекс входят ГУП «Завод имени Климова», ОКБ имени Микояна, ОАО «Красный Октябрь», Летно-испытательный центр имени Федотова, ОАО «ММП имени Чернышева», ТМКБ «Союз», Рязанский приборный завод, ОАО «Объединение «Прибор»», ОКБ «Электроавтоматика», НТП «Авиатест», ОАО «Камов». У МиГа — контрактные обязательства на сумму $1,4 млрд.

В пятницу в ходе официальной «презентации» нового гендиректора-генконструктора РСК МиГ Алексея Федорова коллективу предприятия руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин заявил, что

авиастроительные компании РСК МиГ и корпорация «Иркут» будут объединены.

После назначения Алексея Федорова, главы и совладельца «Иркута», на пост руководителя МиГа этот шаг выглядит вполне закономерным. Как заявляют в пресс-службе «Иркута», свой пост в этой компании Алексей Федоров покидать не намерен и будет управлять двумя компаниями сразу.
По словам Алексея Федорова, процесс слияния авиастроительных комплексов произойдет «неодномоментно».

«Cегодня эти компании находятся в диаметрально противоположной юридическо-правовой форме. МиГ — федеральное государственное предприятие, а «Иркут» — частная публичная компания, а не просто акционерное общество», — пояснил Федоров.

Тем не менее Борис Алешин считает объединенные МиГа и «Иркута» «идеальной конструкцией». «Мы ее достаточно активно обсуждаем в правительстве. Конечно, эти компании обязательно должны быть вместе», — заявил Борис Алешин.

Таким образом, спустя два года после принятия концепции развития авиастроительного комплекса реализация основной идеи этого проекта – создание объединенной авиастроительной компании (ОАК) — наконец начнется.

Первоначально предполагалось создать два самолетовертолетостроительных комплекса – один на базе РСК МиГ с включением ОАО «Камов» и ОАО «Туполев», второй объединил бы ВПК «Сухой», ОАО «Ильюшин» и ОАО «Миль». Но потом из-за нехватки ресурсов было решено создавать все-таки одну компанию, а не две. И основой этого холдинга, объединяющего весь авиастроительный комплекс России, станет объединенный с «Иркутом» МиГ.

Чтобы слить эти две компании в одну, сначала необходимо будет акционировать МиГ. Эксперты убеждены, что МиГу слияние пойдет на пользу.

Федоров считается одним из лучших антикризисных менеджеров в авиастроении. Он стоял у истоков приватизации «Иркута» и за десяток лет смог, не опираясь на государство, построить сильное частное предприятие.

МиГу, который по-прежнему федеральное унитарное прприятие, да еще с $600 млн долгов, такой начальник как раз придется впору.

Помимо этого имеющий давнишние деловые связи с индийскими партнерами Федоров, считают они, может спасти находящийся на грани срыва контракт МиГа на на поставку для ВМФ этой страны палубных истребителей МиГ-29К на общую сумму $700 млн. Согласно официальной версии, именно это и стало причиной отставки прежнего гендиректора РСК МиГ Валерия Торянина.

Но за заменой Торянина Федоровым могут стоять и более глубокие причины.

Назначение Федорова на пост главы РСК МиГ можно расценивать как победу «Иркута» над «Сухим» в борьбе за МиГ. И Валерий Торянин, и бывший на этом посту до него Николай Никитин – выходцы с «Сухого».

Злые языки утверждают, что гендиректор «Сухого» Михаил Погосян специально засылал на МиГ «своих», чтобы они ослабили предприятие и его потом отдали «Сухому». Получить МиГ — означало хорошие перспективы на то, чтобы по завершении реформы авиастроения встать во главе образованной ОАК. Прежнее правительство «Сухому» потворствовало: Торянин был креатурой тогдашнего премьер-министра Михаила Касьянова.

С приходом Фрадкова ветер переменился, и Борис Алешин смог поставить во главе МиГа Алексея Федорова, которого он продвигал, еще будучи на посту вице-премьера.

Для авиастроительного комплекса победа Федорова скорее благотворна. Как заявил «Газете.Ru» не пожелавший называться эксперт, «если бы во главе МиГа встал Погосян, то через какое-то время и МиГ, и «Сухой» умерли бы, потому что у руководителя «Сухого» советский, нежизнеспособный в нынешних условиях подход».

Гибель этих предприятий поставила бы крест на создании ОАК и на всем российском авиастроении.

Впрочем, противники идеи ОАК утверждают, что объединение всех компаний в одну не поможет реанимировать отечественное авиастроение.
Зато формирование ОАК очень удобно для перераспределения собственности, отмечают они.