Новости смотрят друг на друга

Марина Носкович 01.09.2004, 16:35

1 сентября стартует новый телесезон. «Газета.Ru» выяснила, какие изменения произойдут в новостном вещании главных телеканалов российского телевидения.

Новостное вещание в новом телесезоне, началом которого считается 1 сентября, будет по-прежнему широко представлено на четырех главных телеканалах. В каждом конкретном случае произойдут изменения, впрочем, не особо значительные. Коснутся они частностей. Единственно, от кого можно ожидать каких-нибудь неожиданностей, – НТВ. Смена гендиректора компании и его зама по информационному вещанию не могут не сказаться на новостях.

Новостное вещание коммерческим каналам не так уж и интересно, поскольку на таких передачах рейтинги не зарабатывают. Исключение составляют НТВ и Ren TV, которые новостными и информационно-аналитическими программами не манкируют. На коммерческих каналах упор на новости никогда делаться не будет именно потому, что для такого телевидения важен объем аудитории. А сами по себе новости не зарабатывают рейтинги – кроме тех дней, когда происходит что-то серьезное, как вчерашний взрыв в Москве. Так что на государственных каналах доля новостного вещания будет всегда больше, чем на коммерческих. Есть еще один момент: новости — дорогое удовольствие, позволить их себе могут далеко не все каналы. Да еще вмешивается закон брэндинга: считается, что человек не в состоянии удерживать в голове больше трех-четырех брэндов в каждой товарной категории.

Тенденция нового сезона: если раньше были похожи друг на друга новости «Первого» и «России», то в новом сезоне по вполне понятным причинам НТВ будет ориентироваться на «российские» «Вести». Это сулит немалые преимущества новостному вещанию Ren TV, который останется единственным «не таким, как все».

То, что с новостными программами нашего телевидения что-то не так, стало понятно уже давно. В прошлом году, например, премию «ТЭФИ» в номинации «новостная программа» получили «Новости культуры» (канал «Культура»). Вышедший получать статуэтку ведущий программы Владислав Флярковский немедленно обидел своих собратьев-конкурентов, сказав, что выбор Академии закономерен – «мы не похожи на другие новостные программы, которые все чаще называют политическим караоке». Тогда действительно странный выбор академиков – «Новости культуры» все-таки нельзя сравнивать с новостями неспециализированных каналов — объяснили тем, что вручать премию политическим новостям в выборный год не стоит.

Если смотреть программы и «Первого», и «России», и НТВ, то заметна разница даже в формулировках. Например, во время войны в Ираке в новостях «Первого» и «России» американские войска назывались «оккупационными». Причем термин этот использовали не только телеведущие, но и корреспонденты на местах. Иракских же военных на этих телеканалах чаще всего называют «силами сопротивления». Журналисты НТВ использовали другие обозначения: американцы именовались «союзниками» или «силами коалиции», а их противников называли «войсками Саддама Хусейна» или просто иракцами.

Если обращаться к более поздним событиям, например к взорвавшимся 24 августа самолетам, то, по данным системы «Медиалогия», занимающейся анализом и мониторингом СМИ, само слово «теракт» упоминалось с 24 по 26 августа «Первым» — 2 раза, «Россией» — 1, Ren TV – 5, а НТВ — 17 раз. То есть при максимально подробном освещении авиакатастроф федеральные телеканалы избегали говорить о возможных причинах одновременного падения двух самолетов.

«Анализ сообщений новостных программ «Первого канала» и «России» показывает, что частота упоминания объектов примерно равна, а объекты по большей части одни и те же, — заявил «Газете.Ru» Илья Генкин, гендиректор компании «Медиалогия». – Если мы посмотрим на новости НТВ и Ren TV, то картина будет несколько иной. И дело не в подаче материала, а в выборе темы: сам набор персон и событий будут сильно разниться. Возьмем для примера компанию ЮКОС. С 1 мая по 31 августа этого года компания упоминалась в новостях «Первого» три раза, в «Вестях» — 32 раза, на НТВ – 478, а на Ren TV – 153. Но это количественный анализ. Качественный анализ сообщений показывает, что из 478 сообщений о ЮКОСе на НТВ только 19 – позитивные, а 113 – негативные. В остальных упоминания имеют нейтральный и смешанный характер. На Ren TV – 2 сообщения имеют позитивный характер, 46 – негативный. В «Вестях» же картина такая – 4 позитивных, а негативных – 5. То есть получается, что, несмотря на то что «Вести», например, упоминают ЮКОС реже, относятся к нему с большей симпатией».

Что же касается собственно новостных программ, то в новом телесезоне картина будет выглядеть так.

«Первый канал»

Новости будут выходить в том же режиме. Единственное, что изменится, – дизайн заставок (уже начал меняться) и сама студия (изменения ожидаются в будущем). В период «межсезонья» генеральный директор «Первого» Константин Эрнст объявил о поиске новых лиц для канала. Связывали это прежде всего с тем, что на канале ищут замену ушедшему в «ЛУКойл» Кириллу Клейменову.

Даже «Доброе утро» на канале серьезно не изменится. Останутся Екатерина и Александр Стриженовы, Арина Шарапова, Лариса Вербицкая. К ним прибавятся Галина Сазонова, Дмитрий Хаустов (дядя Дима из «Спокойной ночи, малыши!») и Наталья Захаренкова, перешедшая с РБК-ТВ. Вскоре программа должна обзавестись новыми рубриками: юмористической, криминальной, полезными советами.

«Россия»

После того как Владимир Кулистиков перешел на НТВ, глава ВГТРК Олег Добродеев не стал искать замену на стороне и назначил на его должность Андрея Быстрицкого. Именно он занимается информационной политикой всего холдинга — следит за работой «Вестей», агентства РИА «Новости» и информационных проектов 89 региональных телерадиокомпаний.

«Вести» я знаю, я к ним привык», — заявил сразу после назначения Быстрицкий. По его словам, информационная политика холдинга в целом останется преемственной.
В этом сезоне Андрею Быстрицкому предстоит еще и создание в рамках общей реорганизации холдинга единой информационной службы телеканалов «Россия» и «Культура».

Глеб Пьяных больше не будет вести программу «Вести+». Вместо него эту программу будет вести Екатерина Выходцева, а Пьяных займется новым проектом.

Канал продолжит делать местные новости, что абсолютно логично — их всегда прекрасно смотрят. «Вести. Местное время», и московские «Вести» порой выигрывают у вестей федеральных. В Москве выигрывают московские новости, в Петербурге — петербургские и так далее. Новости интересны в локальном выражении, и чем дальше, тем эта тенденция усиливается.

В новом сезоне «Россия» сделает самую длинную утреннюю программу в мире.

«Мы будем выпускать в режиме прямой трансляции три блока по четыре часа на разные часовые пояса: и на Дальний Восток, и на Урал, и в Центральную часть России. Получается, что в эфире мы будем работать 12 часов без перерыва», — заявил руководитель программы Игорь Шестаков. Число ведущих при этом сократится — останутся только четверо: Эрнест Мацкявичюс и Светлана Родина и Игорь Дерюгин с Анастасией Чернобровиной.

ТВЦ

Начнет новый сезон к концу сентября, но новостная программа «События. Время московское» никуда не исчезнет. Все по той же причине: местные новости людей интересуют практически всегда.

НТВ

Пока информационное вещание остается практически прежним. Заместителем Владимира Кулистикова по информационному вещанию стала Татьяна Миткова, сменившая на этой должности Александра Герасимова. Так что в качестве ведущей новостей мы ее в этом сезоне не увидим.

Программа «Сегодня» будет выходить в том же объеме и с той же частотой, что и в прошлом. Останется в эфире и программа «Страна и мир». Несмотря на то что сразу после увольнения с канала Леонида Парфенова считалось, что дни ее сочтены, программа не только не закрылась, но будет выходить с понедельника по пятницу. Кроме того, она будет транслироваться и на орбиты НТВ в восточных регионах России.

Концепция же новостных программ НТВ должна претерпеть серьезные изменения.

Новости должны стать «статусными, объективными и неангажированными». По словам самого Владимира Кулистикова, «новости должны быть не только самыми оперативными, но и представлять позиции всех участников событий. Если НТВ вернет себе ореол объективности и беспристрастности, люди, которые не хотят, чтобы их грузили идеологией, обратят на него свои взоры».

Эталоном новостной программы для Владимира Кулистикова являются, естественно, «Вести»: «Вести» прекрасно справляются с задачами, которые стоят перед государственным каналом. У НТВ потенциал шире, здесь больше возможностей для представления самых разных точек зрения... Пока этот потенциал не использован. Преобладающими стали голоса и оценки тех, кто потерпел неудачу в политике и бизнесе и склонен в этой неудаче винить кого угодно — президента, Россию и ее «отсталый народ». Это придало каналу оттенок маргинальности, что, с одной стороны, оттолкнуло от него людей, принимающих решения, а с другой – негативно сказалось на рейтингах».

Появится на канале и итоговая программа, которая, по словам гендиректора канала, должна всех удивить.

Ничего не известно пока о программе «Профессия – репортер», которую должна была делать группа программы «Намедни». Пилот снят, но решение до сих пор не принято.
Программу «Утро на НТВ» уже заменили на «Сегодня утром», хотя к новостям утреннее шоу прямого отношения иметь не будет. Новый главный продюсер канала Александр Левин решил, что вести программу поочередно будут Ольга Шелест и Антон Комолов. Вернулся в эфир НТВ и Ашот Насибов — он рассказывает об экономических новостях. В те дни, когда программу ведет Шелест, он оказывается в плотном кольце блондинок — обзоры прессы ведет Мила Кузина – корреспондент «Известий».

REN-TV

На канале по-прежнему четыре раза в день выходит информационная программа «24» и итоговая программа – «Неделя с Марианной Максимовской» (суббота 19.00). Программа начала выходить в прошлом октябре, последние два месяца была в отпуске, а теперь начнет свой второй сезон. «Неделя с Максимовской» вполне успешна, по крайней мере демонстрирует устойчивый рост аудитории. С октября, по данным TNS Gallup Media, в Москве в аудитории старше четырех лет доля зрителей этой программы постепенно росла с 3,9% (в октябре) до 5,9% (в июне). Ежедневная программа «24 часа» (по будням выходит в 9.30, 12.30, 19.30 и 23.15) в прошлом сезоне тоже демонстрировала устойчивый рост аудитории. Начав с 2,82% (доля аудитории в сентябре 2003 г.) медленно, но верно она увеличилась до 5,56% (доля в августе 2004 г.).