Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Кремль подготовил посадочный материал

, ,
В Подмосковье начался передел земли. Мосгорпрокуратура возбудила уголовные дела против глав Красногорского и Одинцовского районов Подмосковья. Им инкриминируется продажа земель элитных пансионатов. Таким образом, считают эксперты, в России проходит разграничение полномочий федеральных и региональных властей.

Семейная ценность

В четверг поздно вечером стало известно, что прокуратура Московской области возбудила уголовные дела против глав Красногорского и Одинцовского районов Подмосковья Бориса Рассказова и Александра Гладышева. Как сообщили корреспонденту «Газеты.Ru» в пресс-службе Мособлпрокуратуры, Рассказова и Гладышева обвиняют в превышении служебных полномочий (ч.2, ст.286 Уголовного кодекса РФ). Им обоим инкриминируется незаконная продажа земель оздоровительных комплексов: по данным следствия, Рассказов продал земли элитной «Жуковки», а Гладышев — столь же престижных «Сосен». Сколько именно они на этом заработали, в прокуратуре сообщить отказались. По экспертным оценкам, сейчас земли в пансионате «Сосны» оцениваются в $20 тыс.— $25 тыс. за сотку. А в «Жуковке» от $10 тыс. до $60 тыс. за сотку.

По информации Мособлпрокуратуры, уголовное дело против главы Красногорского района Бориса Рассказова было возбуждено «по результатам проверки обращения граждан» еще 26 января 2004 года. Как сказано в материалах дела, 10 октября 1999 года Рассказов выделил 14,5 гектаров земли «Жуковки», находящейся в ведении Управления делами президента, акционерному обществу «ЛогоВАЗ» – с согласия тогдашнего руководителя управделами Павла Бородина. Через некоторое время, говорят в Мособлпрокуратуре, эта земля перешла в собственность дочери Бориса Березовского – Елизаветы Березовской. «В результате незаконного изъятия из государственной собственности земельного участка были существенно нарушены охраняемые законом интересы государства», — сообщили в областной прокуратуре. Правда, предъявить обвинения Рассказову следователи до сих пор не смогли. До 30 июля 2004 года, когда было вынесено постановление о предъявлении ему обвинения, они изучали документы за 10-летний период и допрашивали свидетелей. Затем сам Рассказов попросил перенести предъявление обвинения на 2 августа – после чего ушел на больничный.

В администрации Красногорского района отказались сообщить, чем болен Рассказов. По словам секретаря, «для всех сотрудников известие о возбуждении против него уголовного дела стало неожиданностью». «Чушь это какая-то. Но вы же видите, что в последнее время в стране происходит», — добавила сотрудница администрации.

Борис Березовский, в свою очередь, сообщил «Газете.Ru», что ни о какой незаконности сделок речи идти не может. «С точки зрения института частной собственности более законной сделки вообще не существует. В свое время, когда приватизировалась государственная собственность, потому что она неэффективна, участок был передан «ЛогоВАЗу» по указу президента Бориса Николаевича Ельцина, — заявил Борис Березовский. — А собственником «ЛогоВАЗа» являюсь я – и я, как собственник, могу распоряжаться его имуществом сообразно своим взглядам. В данном случае я отдал его своей дочери – и это совершенно законно. Сегодня политики вышли на большую дорогу – и пытаются отнимать собственность. А возбуждать уголовное дело можно в данном случае только против указа Бориса Николаевича Ельцина».

Александр Гладышев стал фигурантом уголовного дела о превышении полномочий 21 мая 2004 года. Согласно данным следствия, он незаконно передал 75,8 гектаров оздоровительного комплекса «Сосны», также принадлежащего Управлению делами президента, ЗАО «Коттон Вэй» — фирме, занимающейся продажей недвижимости на Николиной горе. Земли в поселке Николина Гора «Коттон Вэй» получила в постоянное бессрочное пользование «для индивидуального жилищного строительства с правом оформления лесорубочного билета на вырубку леса». Компания незамедлительно начала вырубать деревья – из-за чего на Николиной горе разгорелся скандал. По инициативе директора «Сосен» Николаева Мособлпрокуратура даже возбуждала уголовное дело о незаконной вырубке лесов. Однако «Коттон Вэй» и «Сосны», между которыми еще в 1997 году был заключен договор о партнерстве (подписывал его также Павел Бородин), кончили дело миром. Затем участок, сообщили в Мособлпрокуратуре, «раздробили – и продали частным лицам», одним из которых был, в частности, министр по налогам и сборам Геннадий Букаев (с поста его сместили в марте 2004 года).

Предъявить обвинения Гладышеву тоже до сих пор не удалось. Как рассказали в пресс-службе областной прокуратуры, 31 июля 2004 года глава Одинцовского района, получив телеграмму с уведомлением о явке к следователям, тут же взял больничный и лег в клинику. Как пояснили в администрации Одинцовского района, «у нас тогда было важное мероприятие – и у Александра Георгиевича, который за него отвечал, подскочило давление и прихватило сердце». Официальных комментариев по поводу возбуждения уголовного дела в администрации не дали. «Пока не предъявлено обвинение», — сообщили ее сотрудники. Однако, по словам одного из местных чиновников, пожелавшего остаться неизвестным, «это дело пахнет заказухой» — правда, кого именно, он уточнять отказался. «Что могла сделать администрация района в те годы, когда из администрации президента приходили документы с просьбой передать земли? Мы посылали запросы и в президентскую администрацию, и правительству Московской области – и те официально давали разрешение на продажу, а потом там дачи строили, — рассказал собеседник «Газеты.Ru». – Мы ничего не боимся – все эти документы у нас на руках есть». По его словам, большинство земель в Одинцовском районе федеральные – и районные власти за них по большому счету не отвечают. «У нас и сейчас масса проблем – например, в Барвихе, земли которой находятся на балансе санатория «Барвиха», то есть федеральных властей — там под дачи тоже продано много, причем мы сами, районные власти, даже не знаем кому. Но все рикошетом ударяет по нам».

Теперь следователи ждут, пока главы подмосковных районов выйдут с больничного – после этого их сразу же обвинят в преступлениях.

Кстати, на вопрос, идет ли речь о заключении подмосковных чиновников под стражу, в Мособлпрокуратуре ответить затруднились.

Оборотистая земля

Риэлтеры хорошо знают о том, что окраины оздоровительных центров федерального значения застроены частными коттеджами. «Это — результат действия своеобразных законов 90-х годов и их применения», — считает директор аналитического центра компании «Миэль» Геннадий Стерник. По его словам, в те годы объекты находились в управлении администрации президента, а точнее — кремлевского завхоза Павла Бородина. Не было Земельного кодекса, не было закона об обороте земель. Не было и четкого разграничения земель: они находились параллельно в федеральном ведении и в ведении местной администрации.

«Порядок при приобретении земель тогда был такой: нужно было получить разрешение дирекции оздоровительного учреждения, местной администрации и федералов, — пояснил Стерник. — Поэтому часто цена даже зашкаливала за рыночную. А стоимость сотки в этих районах колеблется от $10 тыс. до $70 тыс. Естественно, в документах фиксировалась совершенно мизерная сумма. Но при этом местная администрация все-таки не забывала «делиться», в том числе с населением через передачу части средств во внебюджетные фонды – в том числе на нужды социалки и на облагораживание территорий. Ведь руководители уже к тому времени осознали, что если не начать делиться, то кресло под ними зашатается. Обычно местные власти брали себе от 30% до 50% от полученной суммы».

Именно умение «делиться» и позволило главам упомянутых местных администраций так долго занимать свои кресла, считают на рынке. Сейчас ситуация изменилась.

Принят Земельный кодекс и закон об обороте земель. Ушел Бородин, и за последние годы из Кремля вычистили всех, кто работал там в 90-е годы. Сменилось и правительство, в котором теперь много новых лиц, в частности
в сфере управления имуществом. «Власть сменила главу и, почистив низы, принялась наводить порядок, разбираться с местными администрациями, — объяснил Стерник. — По новому законодательству местная администрация теперь вообще не имеет никакого отношения к распределению земель — это юрисдикция региональных или федеральных властей. На первый взгляд закон вроде бы обратной силы не имеет. Но у нас, как и в случае с ЮКОСом, закон что дышло, а каждая новая метла чисто метет. Новые люди, пришедшие к власти, не имеют никаких связей с местной администрацией и не причастны к ранее заключенным сделкам. Поэтому они стараются навести везде порядок. Ну и, конечно, под шумок заняться и переделом собственности».

Мнения о том, отразятся ли эти проблемы на собственниках, разошлись.

По словам Стерника, проблемы могут начаться только у тех владельцев земли, у которых на руках не окажется всех необходимых для подтверждения права владения документов. Естественно, бумаги должны соответствовать не современному, а прежнему законодательству. «Тех, которые дали «на лапу» и считают, что дело в шляпе — единицы, — сообщил Стерник. — Большинство собственников такого рода земель — люди грамотные, приобретали участки вместе со всем необходимым набором документов. И людей таких немало. Нет ни одного ведомственного пансионата, санатория или дома отдыха, где бы не было 5-20 коттеджей в частном владении. Но при нынешнем способе борьбы с этим явлением — брать всех сплошняком — 80% дел до суда не дойдет просто потому, что развалятся, ведь документы-то у людей есть».

В то же время, по мнению других специалистов, лазейки, позволяющие государству экспроприировать коттеджи, существуют.

«Земельный кодекс принимался в 1998-1999 годах, — пояснил председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции» Кирилл Игнатьев. — И если сделки успели пройти до того момента, как закон был подписан и вступил в силу, претензий к владедьцам собственности быть не может. А если хоть на день позже — тут прокуратура уже в полном праве».

Эксперт согласен с мнением, что причина тому — смена правительства, из-за которой разрушилась ранее устновившаяся система «сдержек и противовесов». «Так долго не доходили руки до этого вопроса потому, что прежнее правительство действовало очень осторожно, — считает Игнатьев. — Ведь владельцы подобных участков — люди достаточно влиятельные, экс-премьер Михаил Касьянов боялся их тревожить. А правительство Фрадкова взялось за дело решительней, чувствуя активную поддержку президента».

Впрочем, скорее здесь другая схема: новые «питерские» обитатели Кремля рассадили на посты в правительстве своих и теперь действуют в одном направлении. Но и новые чиновники могут далеко не все, причем исключительно потому, что так и не смогли принять полноценное законодательство, разграничивающее собственность на земли. Сейчас по Земельному кодексу федеральными являются земли только под самими объектами федерального значения, а статус окружающих их земель не регламентируется. И уж совершенно запутывается ситуация, если какое-либо здание находится частично в федеральной, частично в региональной собственности. Отчасти поэтому и тормозится ситуация с принятием закона: как только его примут, начнутся многочисленные суды, причем не только между регионами и центром, но и между самими субъектами федерации, которые будут оспаривать проведенные границы.

По федеральным землям и вовсе не существует законодательно прописанного механизма передачи земли в частную собственность, утверждает эксперт. Но Конституционный суд своим постановлением защитил права добросовестных приобретателей. «Это означает, что даже если сделку признают неправомочной по вине местных властей, то взыскать смогут только с них, — объясняет Игнатьев. — Местные чиновники должны будут выплатить федералам все до копейки, причем по рыночной стоимости».

Новости и материалы
Лавров рассказал об отношениях России и Армении
В Кремле оценили востребованность программы «Время героев»
Аэропорт Дубая на 48 часов ограничил количество принимаемых рейсов
«Мисс Вселенная» Оксана Федорова снялась топлес в купели
Песков прокомментировал запрет чиновникам на выезд за границу
Россиянин выронил сигарету и сжег 150 гектаров травы
«Авито» займется подготовкой кадров в области искусственного интеллекта
Песков ответил на вопрос, идет ли спецоперация по плану
Путин встретится с Совбезом на совещании
«У меня не две доченьки, а четыре»: Юлия Ковальчук сделала неожиданное заявление
В МИД раскрыли, почему РФ «разбирается» с Украиной
Лавров заявил о готовности России к переговорам с Украиной
В Орске начато частичное водоснабжение
Россиянам рассказали, как правильно выбрать подержанный Toyota Avensis
В Кремле не стали комментировать арест польского гражданина «за связи с РФ»
Стали известны перспективы Аршавина в тренерской карьере
Стилист рассказал о моде на жилет с карманами «в стиле Вассермана»
Стала известна хронология действий экипажа при крушении Ту-22М3
Все новости