Газета.Ru в Telegram
Новые комментарии +

Повторение – мать гособвинения

В среду гособвинитель по делу ЮКОСа Дмитрий Шохин продолжал удивлять суд. Он без запинки прочитал четыре копии одного инвестиционного свидетельства, сделав вид, что это не один и тот же документ. Зато это заметили адвокаты, как и то, что в материалах дела полная неразбериха с нумерацией. Сами подсудимые начали откровенно скучать.

В среду государственный обвинитель по объединенному делу экс-главы НК ЮКОС Михаила Ходорковского, руководителя Group MENATEP Платона Лебедева и гендиректора АОЗТ «Волна» Андрея Крайнова продолжил изложение доказательств их виновности. К вечеру вчерашнего дня Дмитрий Шохин зачитал материалы первых трех томов, сегодня дошел до середины седьмого. Всего дело состоит из 400 томов, из них значительную часть составляют допросы свидетелей. Подсчитать, сколько места в них занимают документальные свидетельства, не могут даже адвокаты, но ясно, что конец еще не близок.

В зале суда адвокаты спокойно внимали монотонному голосу гособвинителя, который на редкость быстро читал документы. Судьи время от времени зевали, пытаясь это скрывать от журналистов. Охранники ничего не пытались скрыть и просто спали.

Сами обвиняемые в это время развлекались кто как мог – Лебедев разгадывал сканворды, а Ходорковский увлеченно читал книгу «Россия при старом режиме» Ричарда Пайпса (книга представляет обзор русской истории до революции 1917 года. – «Газета.Ru»).

Гособвинитель Шохин, видимо, очень хотел поставить в среду личный рекорд и читал так быстро, как только мог, едва не проглатывая слова. Однако в его работе явно произошел какой-то сбой, который заметили все присутствующие в зале суда. Так, в ходе исследований доказательств стороны обвинения Шохин огласил важный документ – инвестиционный договор АОЗТ «Волна» — предприятия, которое в ходе инвестиционного конкурса стало собственником того самого 20-процентного пакета акций ОАО «Апатит». Конкурс с якобы подставными конкурентами и невыполнение инвестиционных обязательств стали основанием для обвинения Ходорковского и Лебедева в хищении этих акций.

Вскоре после небольшого отступления на другие материалы дела гособвинитель слово в слово стал зачитывать только что прочтенный документ во второй раз. Адвокаты насторожились. Не обратив внимания на их реакцию, прокурор, продолжал оглашать материалы дела и зачитал инвестиционный договор в третий раз. Когда же гособвинитель решил прочесть важный документ в четвертый раз, адвокаты не выдержали.

Генрих Падва заявил, что нехорошо читать один и тот же документ четыре раза – и так времени мало.

Удивленные адвокаты пытались понять логику гособвинителя и решили, что прокурор умышленно затягивает процесс и пытается создать у суда впечатление, что у стороны обвинения есть много доказательств вины подсудимых. Как рассказал журналистам Падва, этот документ действительно зачем-то представлен в разных томах несколько раз. Три его экземпляра есть в третьем томе и еще один – в четвертом.

После перерыва Шохин приступил к чтению документов, свидетельствующих о том, что подконтрольное подсудимым коммерческое предприятие АОЗТ «Волна», ставшее собственником 20% акций ОАО «Апатит», впоследствии их «распылило», продав акции другим коммерческим организациям по частям. В материалах дела произошла снова загвоздка. Адвокаты нашли 15 непронумерованных страниц и спросили у прокурора, как так получилось. На это гособвинитель вразумительных объяснений дать не смог.

Вместо этого прокурор перешел к оглашению материалов дела, связанных с перечислением средств НК ЮКОС компаниям, подконтрольным Владимиру Гусинскому.

Часть документов, которые привел Шохин, были изъяты из уголовного дела Гусинского, которое прокуратура так и не смогла применить на деле – суды Испании и Греции признали полную несостоятельность этих обвинений.

В них, в частности, идет речь о том, что в период с 5 июля 1999 года по 28 апреля 2000 года Ходорковский вместе с Лебедевым и другими, не установленными следствием лицами, «противоправно и безвозмездно изъял и обратил в пользу Гусинского более 2,5 млрд рублей, принадлежавших НК ЮКОС и подконтрольным ей структурам, чем причинил ущерб собственникам этих средств. Как говорится в обвинительном заключении, этими своими действиями Ходорковский в составе организованной группы совершил растрату – «хищение чужого имущества, вверенного виновному» (пункты «а» и «б» части 3 статьи 160 УК РФ).

По поводу последних обвинений говорил в пятницу сам Ходорковский. «Меня обвиняют в том, что Гусинский взял кредит под обеспечение активов «Медиа-Моста» у ЮКОСа и других предприятий и эти активы куда-то делись. Что это за активы и куда они делись – сегодня благодаря решению Страсбургского суда известно всему миру. Но, если необходимо, я докажу, что обвинять в этом меня по крайней мере смешно».

После того как Шохин дошел до середины седьмого тома обвинения, в суде был объявлен перерыв до четверга. «Газета.Ru» продолжает следить за процессом.

Новости и материалы
Ученые превратили очистки граната в антимикробный препарат
Россиянам рассказали, где можно будет бюджетно отдохнуть летом
В США произвели почти центнер обогащенного урана
ООН: убийство военкора Еремина должно быть расследовано
Американского бизнесмена посадили из-за антироссийских санкций
В Ираке произошли взрывы на военной базе ополчения
В Оренбуржье начинает снижаться уровень воды в реках
Первый ярус набережной в Ишиме ушел под воду
В Калужской области сообщают о проблемах с электроэнергией
Латвийского рэпера Платину задержали во время концерта в Томске
Офицер ВСУ предрек новый прорыв российских военных на фронте
Психолог назвала пять женских типов, которые отпугивают мужчин
КНДР провела новый пуск ракеты
США ввели санкции против белорусского завода и трех китайских предприятий
Москвичей ждет возвращение теплой весны с начала следующей недели
Во Франции Евросоюз назвали преступной организацией
Директор Успенской прокомментировал информацию о самочувствии певицы
Ученые узнали, что обычный полевой цветок кникус может восстанавливать нервы
Все новости