В среду стало известно, что родители погибших в Приэльбрусье студентов из Москвы направили письмо генеральному прокурору России Владимиру Устинову с просьбой расследовать обстоятельства гибели их детей. Семеро студентов, отдыхавших в Терсколе (Кабардино-Балкария), предположительно 10 февраля вышли в горы кататься на сноубордах, но так и не вернулись обратно. А спустя десять дней у подножия одного из лавиноопасных склонов горы Чегет спасатели обнаружили тела двух студентов – Александра Конькова и Александра Иванова. Позже были найдены останки Нины Пахомовой, Александра Андрюнина, Антона Батина, Василия и Ильи Смирновых. Представители поисково-спасательных служб заявили тогда, что студенты, скорее всего, погибли из-за собственной неосторожности: они пошли кататься с гор, несмотря на сильный снегопад, и начали строить трамплин буквально под самой лавиной, проигнорировав предупредительные знаки. В итоге все они были погребены под лавиной, которую местные жители называют «Погремушка».
В письме, пришедшем в среду в редакцию «Газеты.Ru», родители погибших заявили, что «в этой страшной истории оказалось очень много странного и непонятного».
«Для пятерых из ребят поездка в Терскол была первым опытом катания на сноубордах, — сказано в письме. — Никто из них не был экстремалом. В тот день они строили трамплин на открытой поляне у подножия горы в безопасном на общий взгляд месте, в трехстах метрах от спасательной станции Терскола. Никаких предупредительных знаков и сигналов на этом лавиноопасном участке не существовало». По информации родственников, поиски студентов начались лишь на четвертый день после пропажи сноубордистов. «В течение 12 и 13 февраля должностные лица спасательной службы Терскола утверждали, что ни одной лавины в Терсколе не сошло, обстановка абсолютно спокойная и поэтому они не будут принимать мер к розыску ребят, — сообщили представители семей погибших. — А поисковые работы начались только 14 февраля, когда в Терскол отправились московские спасатели».
И теперь родители не исключают, что в гибели сноубордистов могут быть виновны спасатели.
«Почему, зная о сходе огромной лавины рядом со спасательной станцией, накрывшей часть леса и перегородившей реку, должностные лица спасательной станции и местной милиции упорно скрывали факт схода лавины?» – заявили они. Кроме того, семьи погибших хотят, чтобы следователи выяснили, почему спасатели не дали родителям журнал, в котором должно быть зафиксировано время обстрела лавин на северном склоне в день трагедии. «Может быть, сход лавины, погубившей ребят, был спровоцирован обстрелом и перед обстрелом не было выставлено оцепление?» — предполагают родственники студентов.
Но, как оказалось, вопросы остались и у спасателей Кабардино-Балкарии. «Понятно, что склон лавиноопасный. Понятно, откуда сошла лавина. Понятно, по каким причинам эта лавина сошла. Непонятно только, что делали там эти студенты. Как они умудрились туда пойти в такую погоду?» — спросил у корреспондента «Газеты.Ru» сотрудник пресс-службы МЧС республики Кантемир Давыдов. По его словам, местные жители хорошо знают опасность этого склона. «Человек, который попал в горы даже в первый раз, и тот поймет, — отметил Давыдов. – Более того, этот склон никогда не обстреливается, так как снег там спускается сам по себе. Из-за сильной крутизны склона здесь сходит самая быстрая лавина в Приэльбрусье. Другое дело, что обычно лавина небольшая, — добавил сотрудник пресс-службы. – Но тогда шли сильные снегопады».
Давыдов пояснил, что место гибели студентов находится в 10 минутах ходьбы от дома, где они снимали квартиру. «Самое близкое место, где они могли спокойно кататься, — сказал он. – Студенты нарушили все законы, пренебрегли элементарными правилами поведения в горах». И вновь заявил, что спасатели ничего противоправного не делали и делать не могли. Сотрудник пресс-службы МЧС рассказал, что 11 февраля утром лавинщики действительно обстреливали склон, но противоположный. Пресс-служба фиксировала эту работу на видеопленку. «Схода лавины там, где погибли студенты, мы не видели, — сообщил он. – Мы предполагаем, что снег здесь сошел еще до обстрела, до 9 часов утра 11 февраля. Так что ориентировочно группа погибла 10-11 февраля, а уже 12-го их начали искать».
По всей видимости, спасатели решили, что у подножия лавиноопасного склона вообще не могли находиться люди.
Но в адекватности их действий теперь будет разбираться Генпрокуратура. Как сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе этого ведомства, письмо от родителей погибших студентов они пока не получили. «Однако любое заявление у нас не остается нерассмотренным. Как только письмо дойдет, будет назначена прокурорская проверка с целью установления истины излагаемых фактов. В случае подтверждения информации будет поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела», — заявили в Генпрокуратуре.