Про «Золотой глобус» ходит много шуток. Говорят, что девяносто иностранных критиков, аккредитованных при Голливуде, большую часть года работают таксистами и официантами – устав Голливудской ассоциации зарубежных критиков, присуждающей премию, требует от своих членов публиковаться всего четыре раза в год.
Говорят также, что «Золотой глобус» — это репетиция «Оскара», хотя речь идет скорее об умении членов ассоциации предсказывать решение киноакадемиков, чем о влиянии. В этом году, судя по распределению наград, оцениваться будет трудолюбие и личный человеческий подвиг, независимо от художественных достоинств.
Триумфатором стал «Властелин колец: Возвращение короля».
Картина была признана лучшим фильмом в номинации «драма», принесла Питеру Джексону награду как лучшему режиссеру и получила по «Глобусу» за лучшую музыку и лучшую песню к фильму. Возразить почти нечего. Грандиозная эпопея завершилась грандиозным финалом, «Возвращение короля» стало лучшей частью трилогии и финал этой истории должен был быть как-то отмечен. Тем более что конкуренты у хоббитов и эльфов в этом году были неважные. При явной симпатии к «Мистической реке» Клинта Иствуда и «Холодной горе» Мингеллы эти ленты не получили славу лучших работ в карьере обоих режиссеров. «Хозяин морей» и «Фаворит» и вовсе пошли довеском.
Тем временем в номинации «лучшая комедия» произошли неожиданности.
Победителем стали «Трудности перевода» Софии Копполы, обойдя не только «Делай, как Бэкхэм», но и мегахит «В поисках Немо» и уважаемого Тима Бартона с его «Большой рыбой». Коппола, для которой это второй фильм после «Девственниц-самоубийц», как и Джексон, изрядно потрудилась – сама написала сценарий и вытянула весь проект. Фильм получился симпатичный, изящный и тонкий настолько, что половина зрителей на этой комедии даже не улыбнется. Той же Копполе достался приз за лучший сценарий. Два «Глобуса» за второй полнометражный фильм — это впечатляет.
Но интереснее всего распределились актерские номинации. Главной сенсацией стал приз за главную женскую роль для Шарлиз Терон в фильме «Монстр». Ради роли проститутки, которая влюбилась в Кристину Риччи и принялась убивать клиентов, Терон поправилась на четырнадцать килограмм и вообще выложилась до отказа. Более жалкое, агрессивное и безумное создание, чем ее героиня, трудно себе представить.
Вокруг фильма и роли Терон будет много споров, а значит — он того стоит.
Как стоит награды и ее актерский подвиг. Кто бы мог подумать – когда-то была моделью и играла в «Жене астронавта»… Лучшей актрисой главной роли в комедии неожиданно признали Дайяну Китон за «За все надо платить». За лучшие мужские роли первого плана призы получили скандалист Шон Пенн («Мистическая река») и великолепный Билл Мюрей («Трудности перевода»).
Награды за лучшие роли второго плана получили вечная любимица Рене Зельвеггер за «Холодную гору» и Тим Роббинс за «Мистическую реку».
В актерских номинациях за TV-сериалы также знакомые лица. За роль в комедийном «Сексе в большом городе» «Глобус» достался Саре Джессике Паркер, а в драматическом «Клиент всегда мертв» — Фрэнсис Конрой, маме семейства гробовщиков.
Для России главный облом – отсутствие наград для «Возвращения» Звягинцева, номинированного на лучший фильм на иностранном языке.
Утешать себя можно тем, что вместе с нами пролетели Канада и Германия – фаворит «Вторжение варваров» Дени Аркана и «Гудбай, Ленин» также остались без наград. «Золотой глобус» достался «Осаме» — основанной на реальных событиях афганской картине о страдании женщин при режиме талибов (организация запрещена в России). Не поощрить первый афганский фильм, снятый после свержения Америкой Талибана, было бы просто хамством.
Итак, призы в этом году достались людям трудолюбивым и кинематографу преданным беззаветно: и Джексон, и Шарлиз Терон, и Коппола, и постановщик «Осамы» Сиддик Бармак — люди за кино постоявшие и пострадавшие. Что, в известном смысле, делает награды этого года бесспорными.
Посмотрим, как продолжат эту историю академики на вручении «Оскара», которое состоится 29 февраля.