Сделать Газету.Ru своим источником в Яндекс.Новостях?
Нет, не хочу
Да, давайте

Путин отобрал у Кучмы пролив

,
Трехчасовые переговоры двух президентов в Керчи закончились формальной победой украинской стороны. Владимир Путин согласился провести госграницу в Азовском море по украинскому варианту. Но кое-чем пришлось поступиться и Леониду Кучме.

Встреча в Керчи готовилась в режиме полной секретности. Даже уже прилетев в Крым, представители российской делегации наотрез отказывались признавать, что темой переговоров двух президентов является на самом деле судьба Керченского пролива. Вместо этого делались заявления о том, что Путин и Кучма решили обсудить проблему создания единого экономического пространства. Однако, когда переговоры закончились (а продолжались они в два раза дольше запланированного времени), президенты, выйдя к журналистам, признали, что пытались все это время решить пограничный спор вокруг Азовского моря и Керченского пролива и в итоге все-таки пришли к некоему компромиссному варианту.

О деталях соглашения пока ничего не известно. Прямо перед прессой Путин и Кучма подписали два документа – договор между Россией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива, а также совместное заявление по этой проблеме.

Но оба документа носят рамочный характер, то есть фиксируют основные принципы территориального раздела акватории Азовского моря, но не вдаются в детали.

В частности, основным содержанием договора является положение о том, что «Азовское море разграничивается линией госграницы в соответствии с соглашением между сторонами». По словам замминистра иностранных дел РФ Виктора Калюжного, это и есть главная новость. Дело в том, что до сих пор о госгранице на Азове говорила только Украина, а Россия категорически отказывалась обсуждать такой подход к проблеме, предлагая границу вовсе не проводить, а признать Азовское море внутренними водами двух стран и подписать специальные соглашения о совместном использовании его биоресурсов и морского дна. Сегодня Путин совершенно неожиданно полностью согласился с украинским подходом к этой проблеме, решив линию госграницы все-таки провести, причем сделать это по воде, а не по дну.

На прямой вопрос, означает ли подписание договора полную победу Киева в споре за Азов и Керченский пролив, один из высокопоставленных членов российской делегации заявил «Газете.Ru», что воздержался бы от такой трактовки результатов переговоров. По его словам, «многое будет зависеть от дальнейших переговоров экспертов двух стран, так что как именно будет проходить граница, пока не ясно».

Впрочем, уступки оказались двусторонними, хотя их масштаб на первый взгляд несопоставим.

В ответ на согласие Москвы в вопросе проведения госграницы Киев пошел на признание Азовского моря внутренними водами России и Украины, закрытыми для военных кораблей третьих стран.

Как сказано в совместном заявлении двух президентов по Азовскому морю и Керченскому проливу, российские и украинские военные корабли и торговые суда пользуются отныне свободой судоходства в Азовском море и Керченском проливе. А военные корабли под флагом третьих государств «могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив только по приглашению России или Украины, согласованному с другим прибрежным государством».

Кстати, госграница между Россией и Украиной будет проведена только на Азове. «Урегулирование вопросов, относящихся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами», — сказано в подписанных в среду в Керчи документах. При этом Путин и Кучма дали поручение своим правительствам создать совместную российско-украинскую корпорацию в целях сотрудничества в азово-керченской акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского судоходного канала (КЕК). Это решение – еще одна не очень крупная на первый взгляд уступка со стороны Киева.

Речь идет о том, что до сих пор судоходство по проливу осуществлялось по российским фарватерам номер 50, 52 и КЕК, принадлежащему Украине. Проблема заключалась в том, что российскими фарватерами могли проходить суда с небольшой осадкой, а за пользование КЕКом российским судам приходилось платить украинцам приличные деньги (суммарно до $30 млн в год). Теперь, с созданием совместной корпорации, платить будут, видимо, все суда, включая украинские. То есть КЕК вместо инструмента политического давления на Россию в вопросах двусторонних отношений с Украиной будет превращен в сугубо коммерческое предприятие. В этой связи согласие Киева на создание такого предприятия на паритетных началах с Москвой можно трактовать как добровольный отказ от суверенитета над стратегически важным КЕКом.

На брифинге по итогам переговоров журналистам позволили задать президентам всего несколько вопросов. На первый же (исчерпана ли проблема разграничения в Азовском море?) Кучма постарался отшутиться: «Азовское море невозможно исчерпать». Затем он заявил, что они с Путиным даже перевыполнили план своей керченской встречи, так как еще утром никто не собирался подписывать договор.

«Мы изначально собирались подписать только совместное заявление, о договоре речь не шла», — сказал Кучма.

Он также выразил уверенность в том, что «Керченский пролив не должен быть узким горлом для нормальной работы обеих сторон». А в завершение заявил о том, что они с Путиным приняли решение возобновить паромную переправу через Керченский пролив.

Российский президент был более многословен. По его мнению, подписанный договор – это документ, который создает основу для дальнейшего взаимодействия. «Нам есть еще над чем работать», — в свою очередь пошутил Путин. А далее он сформулировал три задачи, которые важны для России в свете проблемы Азова. Первая и главная – обеспечить свободный проход российских и украинских торговых и военных судов через Керченский пролив, вторая – обеспечить свободу мореходства в Азовском море для России и Украины, третья – зафиксировать, что Азовское море является внутренними водами России и Украины, и создать условия, при которых заход в Азовское море судов третьих стран (прежде всего военных) стал бы возможным только при согласии на это обеих сторон. Последний пункт Путин повторил дважды.

Самое любопытное, что слово «Тузла» президентами не было упомянуто ни разу.

Как будто жесткого противостояния двух стран в районе этого острова два месяца назад вовсе не было (хотя Леонид Кучма из-за резкого осложнения отношений с Москвой был вынужден даже прервать тогда свое латиноамериканское турне). Впрочем, говорить о том, что «проблема Тузлы» окончательно решилась, было бы неверно. Как признался Виктор Калюжный, детальное соглашение по Азову и Керченскому проливу только еще предстоит разработать членам двусторонней межправительственной комиссии. А это значит, что не исключены рецидивы обострения территориальных разногласий в случае, если украинская сторона будет пытаться уйти от стратегического размена — допуск России к контролю за КЕКом и признание Азовского моря внутренними водами двух стран в обмен на согласие провести четкую линию госграницы, столь важную почему-то для Киева. Именно эта настойчивость украинской стороны в части установления бессмысленной для вроде бы внутренних вод госграницы продолжает держать российскую сторону в напряжении, в ожидании какого-то подвоха.

Очевидно, что строительство дамбы к Тузле может быть возобновлено Россией в любой момент. О такой возможности говорит и тот факт, что в договоренностях президентов нет ни слова о проведении границы непосредственно в Керченском проливе.

В общем, теперь многое зависит от того, как сработает двусторонняя комиссия. Ее первое заседание состоится 13 января. Задача ей поставлена предельно четкая, хотя почти невыполнимая – выработать ключевые параметры договора по госгранице и режиму совместного использования КЕКа к концу января, когда должен будет состояться государственный визит Владимира Путина на Украину.

Поделиться:
Новости и материалы
Все новости
Найдена ошибка?
Закрыть